Православные храмы

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…

Храмовый комплекс Архангела Михаила (в Дарнице)

В год 1000 летия Крещения Руси было принято решение о строительстве…
Лук Делфос
лук Делфос
nutritech-yug.ru
Кабель провод москва
Кабели контрольные, кабели связи, телефонные, силовые, судовые
elwatt.ru
Прогнозы на спорт с гарантией бесплатно
Прогноз погоды для городов России, Снг и всего Мира. Прогноз погоды
31bet.ru

Публикации

Духовное значение церковной свечи — нашей жертвы Богу

Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле…

Собор трьох cвятителів

За переказом Церкви свято на честь трьох святителів Вселенської Церкви…

Семь столпов Православия. История первого и второго Вселенских Соборов

Жизнь Церкви в ранневизантийский период определялась семью Вселенскими…

Православная церковь с глубокой тревогой констатирует, что народы, традиционно окормляемые ею, ныне находятся в состоянии демографического кризиса. Резко сократились рождаемость и средняя продолжительность жизни, постоянно уменьшается численность населения.

Опасность представляют эпидемии, рост сердечно-сосудистых, психических, венерических и других болезней, наркомании и алко-голизма. Возросла детская заболеваемость, включая слабоумие. Демографические проблемы ведут к деформации структуры общества и к снижению творческого потенциала народов, становятся одной из причин ослабления семьи. Главными факторами, приведшими к депопуляции и критическому состоянию здоровья, в XX веке стали войны, революции, голод и массовые репрессии, последствия которых усугубил глубокий общественный кризис конца столетия. Демографические проблемы находятся в сфере постоянного внимания Церкви. Она призвана  следить  за законодательным  и  административным  процессами,  дабы воспрепятствовать принятию решений, усугубляющих тяжесть ситуации. Необходим постоянный диалог с государственной властью, а также со средствами массовой информации для прояснения позиции Церкви по вопросам демографической поли-тики и охраны здоровья.

Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия.

Почти нет людей, которые не знали бы, что такое болезни. Даже те, кто обладал великолепным здоровьем в молодости, постепенно с годами начинают терять его, и, наконец, все умирают. Таковы законы нашего мира, в котором грех разлагает жизнь. А неизбежным следствием греха являются болезни и смерть. Бесполезно лечить тело, если душа больна. Рано или поздно тело уйдет в землю, из которой создано, а дух направится к Богу, чтобы дать Ему ответ за все, что сделал в земной жизни доброго или злого.

Поэтому, пытаясь вылечить тело, нельзя забывать о душе. Даже если нашим здоровьем занимаются опытные врачи — исцеляет Господь, и если Он не благоволит, то все усилия врачей будут напрасными. И, наоборот. Господь в силах исцелить любого человека по вере его, но исцелить всего — и душу, и тело, пусть даже к больному не прикос-нется ни один врач.

Попечение о человеческом здоровье — душевном и телесном — искони является заботой Церкви. Однако поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного с православной точки зрения не является безусловной ценностью. Господь Иисус Христос, проповедуя словом и делом, врачевал людей, заботясь не только об их теле, но наипаче о душе, а в итоге — о целостном составе личности. По слову Самого Спасителя, он врачевал “всего человека” (Ин. 7, 23). Исцеления сопровождали проповедь Евангелия как знак власти Господа прощать грехи. Были они неотделимы и от апостольского благовестия. Церковь Христова, наделенная своим Божественным Основателем всей полнотой даров Духа Святого, изначально была общиной исцеления и сегодня в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными.

Библейское отношение к медицине наиболее полно выражено в книге Иисуса, сына Сирахова: “Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — врачевание... В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни” (Сир. 38, 1–2, 4, 6–10, 12–14). Лучшие представители древней медицины, причисленные к лику святых, явили особый образ святости — бессребреников и чудотворцев. Они   были   прославлены   не   только   потому,   что   очень часто  завершали свою жизнь мученической кончиной, но и за принятие врачебного призвания как христианского долга милосердия.

Православная Церковь с неизменно высоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Исцеление поврежденного болезнью человеческого естества предстает как исполнение замысла Божия о человеке: “Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа” (1 Фес. 5, 23). Тело, свободное от порабощения греховным страстям и их следствию — болезням, должно служить душе, а душевные силы и способности, преображаясь благодатью Святого Духа, устремляться к конечной цели и предназначению человека — обожению. Всякое истинное врачевание призвано стать причастным этому чуду исцеления, совершаемому в Церкви Христовой. Вместе с тем, необходимо отличать исцеляющую силу благодати Святого Духа, подаваемой по вере в Единого Господа Иисуса Христа через участие в церковных таинствах и молитвах, от заклинаний, заговоров, иных магических действий и суеверий.

Многие болезни остаются неизлечимыми, становятся причиной страданий и смерти. Сталкиваясь с такими недугами, православный христианин призван положиться на всеблагую волю Божию, помня, что смысл бытия не ограничивается земной жизнью, которая является приготовлением к вечности. Страдания есть следствие не только личных грехов, но также общей поврежденности и ограниченности человеческой природы, а потому должны переноситься с терпением и надеждой. Господь добровольно принимает страдания для спасения человеческого рода: “Ранами Его мы исцелились” (Ис. 53, 5). Это означает, что Богу было угодно страдание соделать средством спасения и очищения, которое может быть действенным для каждого, кто переживает его со смирением и доверием к всеблагой воле Божией. По слову святого Иоанна Златоуста, “кто научился благодарить Бога за свои болезни, тот недалек от святости”. Сказанное не означает, что врач или больной не должны прилагать сил для борьбы с недугом. Однако, когда человеческие средства исчерпаны, христианину надлежит вспомнить, что сила Божия совершается в человеческой немощи и что в самих глубинах страданий он способен встретиться со Христом, взявшим на Себя наши немощи и болезни (Ис. 53, 4).

Церковь призывает как пастырей, так и своих чад к христианскому свидетельству среди работников здравоохранения.

Деятельность Церкви, направленная на провозглашение слова Божия и преподание благодати Святого Духа страждущим и тем, кто о них заботится, составляет суть душепопечения в сфере охраны здоровья. Главное место в нем занимает участие в спасительных таинствах, создание в лечебных учреждениях молитвенной атмосферы, оказание их пациентам различной духовной помощи.

“Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему” (Иак.5,14–15).

Эта заповедь апостола Иакова осуществляется в таинстве елеосвящения. Церковная миссия в меди-цинской сфере является обязанностью не только священнослужителей, но и православных мирян — работников здравоохранения, призванных создавать все условия для религиозного утешения болящих, которые просят об этом прямо или косвенно. Верующий медик должен понимать, что человек, нуждающийся в помощи, ждет от него не только соответствующего лечения, но и духовной поддержки, особенно когда врач обладает мировоззрением, в котором раскрывается тайна страдания и смерти. Быть для паци-ента “милосердным самарянином” из евангельской притчи — долг каждого пра-вославного медицинского работника. Церковь благословляет православным братствам и сестричествам милосердия нести послушание в клиниках и других учреждениях здравоохранения, а также способствует созданию больничных храмов, церковных и монастырских больниц, дабы медицинская помощь на всех этапах лечения и реабилитации сочеталась с пастырским попечением.

Открыт и работает храм при 9-й городской больнице, в клинике завода «Радиоприбор», открыт храм при туберкулёзном диспансере, есть больничный храм при Центре экстремальной медицины и скорой помощи. Неоценима значимость таких храмов для болящих и их родственников, особенно в дни болезней и невзгод, ведь в основе работы храмов лежат вечные православные истины: утешение, милосердие, любовь.

Молитва является средством стяжания Духа Святого. Об этом с убедительной ясностью говорит Святое Евангелие. “Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него”(Лк.11,13). Через все Священное Писание Нового Завета проходит заповедь непрестанной молитвы (1 Фес. 5,17; Еф. 6,18; Лк. 18,1). И это естественно, ведь именно молитва соединяет каждого члена Церкви с Небесным Отцом. Благодаря молитве мы очищаем нашу зараженную страстями душу, и она становится готовой к принятию благодатных даров Духа Святого. Благодать эту, проникающую во внутреннее существо человека, ведущую его к духовному успокоению, совершенствованию и спасению, человек получает в таинствах Церкви.

Проблема здоровья личности и народа не является для Церкви внешней, сугубо социальной, ибо напрямую соотносится с ее посланничеством в мире, поврежденном грехом и недугами. Церковь призвана в соработничестве с государственными структурами и заинтересованными общественными кругами участвовать в выработке такого понимания охраны здоровья нации, при котором каждый человек мог бы осуществить свое право на духовное, физическое, психическое здоровье и соци-альное благополучие.

Статья подготовлена  при содействии зав. нейрохирургическим отделением клиники экстремальной медицины г.Запорожья  Ю.К. Дейниценко.

Протоиерей Олег СЕМЕНЧУК, благочинный больничных церквей Запорожской епархии УПЦ

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua