Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Целительница» (при Больнице скорой помощи)

Первая Литургия была служили в ноябре 1996 г. Храм размещался в…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…
Публикации

Открылись первые покровские международные образовательные чтения

“Духовность, культура и наука: от традиции к будущему” — такой была тема Первых…

“В исследовании судеб репрессированных не должно быть “кривых зеркал”

Воинствующий атеизм приложил максимум усилий к тому, чтобы не только уничтожить…

Церковь и государство в служении народу

Подводя итоги научно-богословской жизни Украинской Православной Церкви за 2005…

О подвиге архиепископ Иоанн (Шаховской)

В Библии есть рассказ о юноше Давиде, кото­рый вызвался на борьбу с гордым, похваляющимся Голиафом, великаном вражеского войска. Голиаф был в доспехах и вооружен, а у Давида ничего не было, кроме пастушеской одежды и пращи.

От поединка Давида зависела не только его судьба, но и судьба его войска и народа. Помолив­шись, призвав помощь Божию, Давид вышел на свой исторический поединок и, попав метким камнем в лоб Голиафа, свалил великана и его же мечом отру­бил ему голову. Давид сделался национальным геро­ем, вождем своей страны. Поняв зависимость чело­веческой жизни от Бога и ясно увидев всю призрач­ность, шаткость всякой внешней, только материаль­ной, силы, он стал религиозным певцом, поэтом, про­роком и учителем всего человечества.

Тысячелетняя Русь обучалась грамоте и воспи­тывалась на церковных псалмах пророка Давида. На этих вдохновенных и мудрых песнях возрос русский отзывчивый, добрый человек, воспитывался терпе­ливый и мужественный русский народный характер. Из библейских песней-псалмов истекают поистине реки живой воды, крепкая надежда на Бога, вера в Бога... Прозрения Псалтыри сбывались и сбываются в истории... Лишь после многих и зрелых размыш­лений человек начинает понимать содержание Биб­лии, внутренний смысл ее глубоко жизненных обра­зов.

Есть подвиги, исходящие из глубины человеч­ности, из светлой веры человека, и есть подвиги слу­чайные. Некоторые храбрецы могут показать удив­ляющий героизм, но после, сейчас же, сделаться людьми, лишенными всякой нравственной устойчи­вости, стать зверями в человеческом образе. Превы­шающие человеческую меру герои бывали и могут быть нравственно слабыми людьми.

Подвиг, зависящий от случайности, удальства, честолюбия или возбуждения вином, не есть настоя­щий подвиг. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания человеческого духа и проходит через всю жизнь человека.

Пугачев и Степан Разин были бесспорными храбрецами и удальцами, но храбрость Суворова, Су­санина, Александра Невского, Дмитрия Донского — иного порядка, иного духа и разума... "Не в силе Бог, а в правде", — сказал Александр Невский, тоже, как и Давид, призывавший Бога себе на помощь. Подви­ги Суворова проникнуты таким же всежизненным служением Богу и народу. Незадолго до своей смер­ти Суворов так сказал о себе художнику, присланно­му курфюрстом Саксонским для написания портре­та: "Ваша кисть изобразит черты лица моего: они ви­димы, но внутренний человек во мне скрыт. Я дол­жен сказать вам, что я лил кровь ручьями. Трепещу, но люблю моего ближнего, в жизнь мою никого не сделал несчастным, не подписал ни одного смертно­го приговора, не раздавил моей рукой ни одного на­секомого, бывал мал, бывал велик".

А в письме к подполковнику Фабрициану, же­лавшему описать его жизнь, Суворов пишет: "Мате­риалы, касающиеся истории военной деятельности, так тесно связаны с историей моей жизни вообще, что оригинальный человек и оригинальный воин не могут быть отделены друг от друга, если образ того и другого должен сохранить свой действительный отпечаток.

Почитая и любя Бога искренно и нелицемерно, и в Нем моих братьев, людей, не поддаваясь никогда обольстительному пению сирен невоздержания и праздной жизни, я всегда был бережлив и трудолю­бив с драгоценнейшим на земле сокровищем — с временем"...

Мы знаем, что рядом с воинскими качествами Суворов требует от воинов и нравственных, духов­ных, религиозных качеств: "воину подобает быть справедливу, благочестиву"; "молись Богу, от Него победа". И постоянно повторяет: "Грех — напрасно убивать, помилуй Бог, мы — русские". В письме к своему племяннику он подробнее указывает на ос­новы того внутреннего героизма, без которого не может быть подлинного воина.

Воин, по Суворову, должен быть "отважен без запальчивости,.. подчинен без унижения, начальник без излишней на себя надежды, победитель без тщес­лавия... Благороден без гордости, во всем гибок без лукавства, тверд без упорства, скромен без притвор­ства, всегда одинаков, на все способен без ухищре­ния,.. услужлив без всяких для себя выгод; решите­лен, избегая известности,.. враг зависти, ненависти и мщения; противников своих низлагает он своим снисхождением и владычествует над друзьями в не­поколебимой верности. Он утомляет тело свое, дабы укрепить его больше; стыдливость и целомудрие в нем царствуют. Христианский закон служит ему нра­воучением. Исполнен чистосердечия, гнушается ло­жью, попирает всякое лукавство... Честь и честность его особенные качества"...

Такова суворовская формула героизма, опреде­ление души подвига.

Подвиг нужен не только в военное время. Мо­жет быть, еще более он нужен в мирное время.

Мирное время есть тоже время борьбы. Если мы живем в мире, мы живем только благодаря мно­гим подвигам окружающих нас людей. Сколько не­заметного, тихого, но подлинного героизма в мире, самоотвержения и бескорыстия.

Как оценить подвиг наших матерей, их бессон­ные долгие ночи и страдания материнства? Как взве­сить терпеливый и самозабвенный труд наших от­цов? Человечество спасается подвигом родителей своих, воспитателей, педагогов, бескорыстных вра­чей, жертвенных ученых и особенно добрых пасты­рей Христовой Церкви, помогающих духовному спа­сению людей от зла и греха... Духовная война идет непрестанно в мире, идет она в наши дни, разделяя пополам каждое человеческое сердце; война зла — против добра, и добра — против зла; идет поход лжи против истины и сверкает меч истины против лжи;

идет война злобы против любви. И — ведет великую свою борьбу любовь: не против кого-либо, но только — за свою сущность Любовь...

Подвиг есть и в сраженьи,

Подвиг есть и в борьбе,

Высший подвиг в терпеньи,

Любви и мольбе...

Человечество разделено. Но как бы ни называ­ло оно свои разнообразные деления и несогласия, главное разделение человечества проходит... в глу­бине сердец человеческих. Мир делится на гасите­лей правды Божией и — возжигателей этой правды.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu