Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (на Позняках)

Первая служба состоялась в мае 1997 г. Богослужения проходили в…

Храм святителя Иоасафа Белгородского (на Нивках)

Строительство храма началось в августе 1999 г. Построен храм-палатка.…

Покровский храм Покровского монастыря

Первоначальный соборный храм Покровского женского монастыря…
Публикации

Воскресение

Велик праздник Рождества Христова, когда мы вспоминаем, что Бог возлюбил нас,…

Единство во Христе не допускает разделения

На глас архангельских труб, раздающихся с небес, и по молитвам святого…

Песнопевец Божий

Один из самых известных учителей Православия св. Иоанн Дамаскин родился около…

Кто такие “штунды”, об их “церкви” и Церкви Христовой “...имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся”

В простонародном лексиконе очень часто проскакивает слово “штунда”, “штундист”, “баптистская штунда”. Но мало кто знает, откуда взялось само это слово и каким образом оно связано с довольно многочисленными группами людей, к которым это слово обычно относят.

 

Исторические предпосылки распространения баптизма — и в Украине, и в России — были следующими:

Во-первых, успешно завершилась военная кампания с Турцией, и славяне вышли к Северному Причерноморью, присоединив к своим землям Херсонскую и Екатеринославскую губернии, а также Крым. Земли эти степные, огромные, но заселены были мало, и для их освоения требовались крупные человеческие и материальные ресурсы. Каким образом они восполнялись, об этом и пойдет речь чуть ниже.

Второй предпосылкой проникновения баптизма в государство стала Отечественная война 1812 года с Наполеоном. Как известно, Наполеон был успешным полководцем и в короткий срок поставил на колени практически всю Европу.

Перед грозным соперником люди психологически были подавлены, чувствовали страх и дискомфорт от неопределенности своего будущего. Грядущее наступление французской армии породило всплеск мистических настроений и апатию к своей судьбе, а это привело к спонтанному образованию кружков псевдорелигиозной направленности, где практиковалось и "верчение столов", "вызывание духов", гадание и спиритизм.

Такие сатанинские глубины пленяли душу, и человек все глубже погружался в псевдорелигиозный или прямо демонический культ. Даже после победоносно завершившейся войны эти умонастроения остались в самых различных слоях русского общества.

Именно в такой обстановке религиозной дезориентации и потери привычных опор и начинали сеять семена лжеучения на тело Православия все, кого несло на русскую землю, чтобы потом взойти на нем буйным чертополохом.

И третья предпосылка, тесно связанная с первой. Это ряд указов царского правительства о заселении пустующих земель юга Украины. Переселение будущих колонистов началось в 60-е годы XVIII века и продолжалось сто лет.

Приехав, разместившись и устроившись на необжитых и необъятных просторах, колонисты стали привлекать и нанимать рабочих из числа местного населения и других регионов Украины и России. Народ трудился споро и на совесть.

Но вот наступили Православные религиозные праздники:

Двунадесятые, Пасха, Светлая Седмица. Работа, естественно, останавливалась, и со всем размахом и широтой славянской души отдавался народ празднику, как испокон веков и заведено было в поколениях.

Немцы считали такое положение вещей большой глупостью и, понятно, спокойно смириться с этим не могли. И не хотели. Но, к их сожалению, не могли они также найти ни сочувствия, ни понимания как со стороны губернатора, к которому спешили с челобитными, ни, тем более, у православного духовенства, где епископ просто выставлял за дверь подобного "ходатая".

Тогда немцы-колонисты сменили тактику и стали выписывать из Германии своих "пасторов", которые потихоньку потянулись в Украину со своей литературой, клавесинами, чашами и прочей протестантской атрибутикой.

Не теряя времени, сами колонисты развернули среди своих рабочих массовую агитацию о переходе в новое вероисповедание, подкрепляя свои миссионерские прожекты на будущее существенной материальной и моральной поддержкой.

Отныне прозелиты от Православия, перешедшие, может быть, и с не очень свежей головой в "новую веру", молиться могли ежедневно в молитвенном доме, выстроенном специально по этому случаю, а нередко и в поле; слушать могли проповеди не очень знакомого с отечественной грамматикой "пастора", петь гимны — иногда и на мотив народных плясовых вроде "Ах вы, сени, мои сени...", подменяя плясовой глагол на "божественный"... Но вся эта сомнительная импровизация длилась только час (нем. 81ипае — штунд — переводится как "час").

Вот отсюда у православного народа, который весьма наблюдателен и меток на клички и прозвища, и появилось в лексиконе слово "штунда" по отношению к своим бывшим единоверцам, предавшим или изменившим (как хотите) Православию.

Уже в июне 1869 г. в деревне Карловка крестьянин Ефим Цимбал заново окрестился в реке Сугаклее и стал первым перекрещенцем, начав позже в роли "пресвитера" распространять штундо-баптизм.

Вот цитата из циркуляра Министерства внутренних дел от 3 сентября 1894 года: "... Отвергая все церковные Таинства и обряды, штунды не только не признают никаких властей и восстают против присяги и военной службы, уподобляя верных защитников Престола и Отечества разбойникам, но и проповедуют социалистические принципы, как например, всеобщее равенство, раздел имущества и т.п., и что учение их в корне подрывает основные начала православной веры и русской народности".

Весь протестантский мир можно условно разделить на два русла: ортодоксальный, — куда входят лютеране, пресвитериане и представители английского исповедания; и модернистский протестантизм, – куда входит более 3 тыс. (!) деноминаций, школ, групп, сект, общин. И если первую группу протестантов еще можно с натяжкой именовать церквями, то у последних никакой церкви не может быть в принципе. Более того, их дезинтеграция (расслоение, распад на еще большее число) столь очевидна, что сориентироваться в этой лавине сект и направлений они и сами не в состоянии. Это как смерч, захватывающий в свою воронку все и вся, и противиться этому центробежному потоку нет v них ни желания, ни тем более сил.

Отделив себя от единства Католической церкви, они лавинообразно стали делиться сами, в самих себя, порождая нередко фантасмагорические уродища псевдохристианства типа "Белого братства" или "Народный храм" Джойса, который в 1976 году в Гайане отправил на тот свет всю свою секту.

Какая может быть "церковь", где священноначалие состоит из мирян, где, извините за вульгаризм, мужик "рукополагает" такого же мужика?

Вот наше последнее посещение Дома архитекторов г. Киева два года назад. В собрании много молодежи, легко, не утомительно, не надо думать; это не сложная камерная архитектоника православной Литургии, где надо не присутствовать как зритель, а участвовать, то есть духовно трудиться. Здесь отнюдь не так. Заблеяли балалайки (в смысле электрогитары), кривляние на сцене. Как по 7 каналу телевидения два "епископа" так называемой "Христианской церкви 2000-го года" регулярно устраивают цирковое представление на всю страну, где один герой детской сказки Шустрик, который много знает и шустрит этими библейскими знаниями, а другой Мямлик, так как он хотя и "епископ" — не знает почти ничего, и первый на виду у всей страны обучает его на экране. Но вроде как через Мямлика и нас тоже обучает. Такой вот цирк делается из Библии — серьезного богословия — двумя взрослыми людьми в пиджаках. Так вот, отвлеклись. Дом архитектора. Румяный самовлюбленный и очень благополучный "проповедник" в галстуке, как комсомольский вождь из нашего недалекого прошлого, вылезает на кафедру. (Ассоциация с комсомолом здесь тоже пришлась к месту. Ибо аббревиатура сектантских структур соответственна: ВСЕХБ — Всеукраинский совет евангельских христиан-баптистов, Генеральный секретарь этого Совета имеется и Председатель тоже).

И вот он в контексте прочего заявил следующее. Пусть мне простит читатель, и тем более Господь, но я лишь цитирую его слова, а при этом присутствовало двадцать студентов православной семинарии четвертого курса как свидетели:

"Пусть не думают, что Бог дурак... (!!) и т.д." Нужны ли еще к этому какие-либо комментарии? Если они из такого числа молодежи допускают к кафедре подобных "комсомольских вождей", то все становится на свои места. Не имея ни элементарного богословского образования, ни исторического преемства в священноначалии, ни Литургического Богослужения, где Церковь и Тело — воедино, такие вот доморощенные проповедники, "пресвитеры" и присутствующие именуют себя церковью. Но это скорее — клуб любителей Христа, в чем они и расписались подобными "проповедями".

Что же есть Церковь, "Святая, Соборная и Апостольская", согласно Символа веры?

Церковью называется совокупность верующих людей, соединенных верой в Иисуса Христа, Законом Божиим, священноначалием и Таинством. Вот эти четыре слагаемых: вера + заповеди + каноническая иерархия + священнодействия. Если нет чего-либо из этих четырех слагаемых, нет и Церкви. Отсюда ясно, что у модернистского протестантизма выбиты два последних звена из перечисленных. Это увечное, изуродованное христианское образование, но никак не церковь, как бы оно себя не именовало. Я могу именовать себя Мелхиседеком или Моисеем, а кто-нибудь сошьет генеральный китель и лампасы. Но ни я от этого не стану Моисеем, ни другой – генералом...

Обобщая все вышесказанные и подводя тему к общему знаменателю, следует заметить, что цель духа тьмы предельно ясна: раздробить Церковь Христову на мелкие куски, кусочки, а по возможности – превратить в пыль, чтобы потом

ее попросту сдуть. "Симон Ионин, се, сатана просил вас сеять яко пшеницу"( ), т.е. дробить, дробить и дробить, чтобы в конце-концов уничтожить дело Божие. И сектантские вожди вольно и невольно, сознательно и несознательно, но помогают ему в этом.

Вот и получается подгонка Истины Божией к самому себе, к своему греховному пониманию. Западный богослов Уильям Баркли писал: "Ересь происходит из желания и попыток создать религию, которая бы устраивала людей, была бы популярной и привлекательной. Сделать это — значит разбавить религию водой, устранить из нее муки, самоосуждение и нравственные требования".

• Брат американского президента Уильямс Кеннеди рассказал об одном старике, вспомнившем однажды факт из своего детства: "Когда я был мальчишкой, — рассказывал старик, — я часто играл на большом пустыре, в центре которого пересекались две дороги, и на их перекрестке стоял покосившийся указательный столб. Помню, как однажды я повернул его так, что он стал показывать неверное направление. И с тех пор я часто думаю о том, сколько людей пошло по неверной дороге по моей вине". Если пилот авиалайнера уклонится в воздухе всего на один градус от маршрута, то он приземлится не только не в пункте назначения, но скорее всего в другом регионе страны...

Сектантство дает людям неверное направление, или полуправду, а словами Иоанна Кронштадского — "истину в неправде". Христос Спаситель говорил о едином камне веры, на котором созиждется Его Церковь (Мф. 16:18).

В 1054 году этот камень дал первую трещину, о которой все мы теперь сожалеем. В 1517 г. католический камень треснул повторно и появился Протестантизм. Теперь на протяжении сотен лет каждый желающий отбивает себе от последней глыбы кусочки и создает на нем свою, человеческую, церковь вместо Христовой. Дробление этого камня происходит все интенсивнее, с воодушевлением и завидной настойчивостью, так, что есть все основания полагать: этот камень веры вскоре превратится в пыль. Дьявол знает, что нельзя победить Церковь, пока она сохраняет единство.

Давайте посмотрим наличие церквей, спускаясь по лестнице истории вниз. Тогда станет очевидным, что так называемый "консерватизм" остался лишь в Православной и Католической Церквях. Возьмем ХХ-й век. В нем: православие, католицизм, лютеранство, баптизм, пятидесятники, адвентисты, свидетели Иеговы, квакеры, методисты и еще сотни групп, школ, объединений.

Вот век ХIХ-Й. Здесь нет еще пятидесятников, Берга, Муна, Джонсона, Кривоногова. Значит — не их основал Христос.

Вот век ХVIII-й. В этом веке отсутствуют адвентисты, свидетели Иеговы, мормоны, квакеры, штундисты и еще ряд сект. Значит не Христом основаны и они.

Вот век ХVI-Й, где есть лишь православные, католики, кальвинисты, меннониты, пуритане.

Спустимся через ступеньку исторической лестницы в ХIV-й век, где остались „лишь православные и католики. А это значит, что все вышеупомянутые религиозные объединения не были основаны Христом.

Если же спуститься с XIV века к Х-му, то останется Единая Святая Соборная Церковь — Вселенская, не раздробленная и монолитная.

В трех первых веках церковная организация Богослужений из-за постоянных гонений на христиан была проста, так как совершалась тайно в уединенных местах. В этой древней Церкви совершались Божественная Литургия, составленная апостолом Иаковом, и существовало три степени священства и семь Таинств. Можно поименно проследить и епископат Константинопольской Церкви: 36-й год — апостол Андрей Первозванный, 37-й — апостол Стахий, 53-й — епископ Онисим... и так без перерыва до 407 года — до Иоанна Златоустого.

Именно присутствие законной иерархии в Церкви как божьего установления и делает эту Церковь истинной апостольской. В своем послании к Троллийцам Игнатий Богоносец писал: "Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а Епископов, как самого Иисуса Христа... пресвитеров же... как сонм Апостолов. Без них нет Церкви".

Сектанты же, поняв, что "без них нет Церкви", решили обзавестись собственной иерархией, избирая из своих общин "лучших членов" и "рукополагая" их. Образовалась такая самосвятская иерархия. Но подлинная практика Церкви таких рукоположении не знает и не принимает их. Мирянин не может дать благодати священства кому-то другому, так как не обладает ею сам. В Ветхом Завете некто Корей, Дафан и Авирон взбунтовались против Моисея, призванного Богом на служение. Но когда они пожелали встать на его место, то земля поглотила бунтовщиков.

Где нет законного священства, там нет и подлинной Церкви, а лишь простые собрания верующих, отошедших от Церкви и потому называемых еретиками.

В. Чернышев,

преподаватель Киевской Духовной Семинарии

 

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu