Православные храмы

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…
Публикации

Церковная продленка, или как привить детям православную культуру

В последнее время уделяется огромное внимание проблеме работы с молодежью в…

В Киеве открыто первое православное кафе

25 марта при посредничестве Свято-Макариевского прихода в г. Киеве открылось…

Размышления перед Великим постом

Православная Церковь, как чадолюбивая мать, постепенно готовит верных своих ко…

Детские и юношеские церковные (воскресные) школы

Название "Воскресная школа" является традиционно условным. Обычно занятия проводятся в течение учебного года, с сентября по май, один раз в неделю в любой удобный день, часто перед Всенощным Бдением в субботу.

Надо стремится к тому, чтобы посещение церковных занятии стало для ребенка событием радостным и любимым, чтобы окончившие воскресную школу дети были не только христиански-церковно образованы, но и гармонично (духовно и телесно) развиты. Они должны научиться жить по правде и по воле Божией, не чиня беззакония ни перед Богом, ни перед людьми, ни перед своей совестью.

В воскресные школы приходят очень разные дети как православных семей, так и из семей невоцерковленных, а иногда и из совершенно неверующих. Поэтому занятия часто приходится начинать с детьми разного возраста с разъяснения самых элементарных понятий.

Пока говорить о классах, вероятно, рано — это задачи следующих лет, сейчас мы имеем дело лишь с возрастными группами. Количество и состав группы должны определяться руководством воскресной школы (священником или лицом, имеющим благословение священноначалия). Опыт показывает, что оптимальное количество детей в группе — 7-10 человек. Вот как они могут быть объединены:

Подготовительная группа — 3– 5 лет, дошкольники;

1 группа — 6–8 лет

2 группа — 9–11 лет младшие;

3 группа — 12–14 лет, средние;

4 группа — 15–17 лет, старшие;

5 группа — 18–20 лет и старше.

Учитывая ограниченные возможности многих церковных школ или малое количество детей в группах, в некоторых случаях можно объединять 1-ю и 2-ю группу в младшую, а 4-ю и 5-ю в старшую. Третью группу (12–14 лет) из-за ярко выраженных особенностей этого возраста объединять с другими нежелательно.

Такие возрастные группы могут разделяться на подгруппы по степени воцерковления детей. Иногда полезно объединять детей разной степени воцерковленности. И воцерковленные дети скоро начинают сами вести работу с невоцерковленными. Но преподавателям важно следить, чтобы верующие "всезнающие" младенцы не кичились своими знаниями перед новоначальными.

Распорядок учебного дня в церковной школе может быть следующим.

Для дошкольников от 3 до б лет рекомендуются не уроки, а отдельные (по 10—15, минут встречи, так как в этом возрасте дети бывают трудноотделимы от домашней среды, и важно, чтобы они чувствовали себя в безопасности и любви. Продолжительность же урока для школьников определяется их возрастом. Так, для детей первой группы (6–8 лет) урок может длится 20 минут, для второй группы — 25 минут, для третьей — 30–35 минут, для четвертой и пятой — по 45 минут.

Учебный день может состоять из двух-трех уроков с пяти-де-сятиминутными перерывами. Перед началом занятий или по их окончании хорошо устраивать совместную трапезу с краткой молитвой.

Трапеза для младших и средней групп может не превышать 20 минут, а для старших групп лучше продлить ее до 30 минут, чтобы дать возможность детям удовлетворить свою возросшую потребность в общении.

В средних и старших группах некоторые занятия полезно

проводить раздельно для мальчиков и девочек. Это относится к разбору вопросов о мужской и женской этике, девичьей чистоте, ответственности мужчины за своих детей, жену и семью.

Кроме занятий под руководством священника или кого-то из преподавателей для старших учащихся могут устраиваться также совместные чтения Библии с обсуждением прочитанного. Специальные молитвенные и молитвенно-проповеднические встречи.

С детьми подготовительной и младших групп в школу могут приходить их родители. Очень хорошо, если имеются возможности, одновременно с занятиями детей проводить в другом помещении беседы с родителями по той же программе, что и у детей, но более углубленно и содержательно. Кроме того, полезно было бы рассматривать с ними вопросы христианского отношения между супругами, православного воспитания детей, устроения домашней церкви.

В основу построения учебной программы церковной школы может быть положен годовой круг богослужения с подготовкой к ближайшим церковным праздникам или изучение текстов Священного Писания. Возможны также различные их сочетания .

Изучение Библии с детьми — непростое дело. Чтение книг Ветхого и Нового Завета по синодальному тексту для детей часто бывает затруднительным. Поэтому начинать лучше с адаптированных текстов Детской Библии и Евангелия для детей. Оригинальный текст рекомендуется давать небольшими отрывками, подбирая их по возрасту детей в определенной последовательности. Вначале хорошо читать вслух некоторые главы из исторических книг Ветхого Завета. Затем следует познакомить детей с наиболее яркими и динамичными отрывками из учительных книг, книг Закона и Пророков.

Знакомство с Новым Заветом также лучше начинать с отдельных эпизодов, а затем уже переходить к чтению "синоптических" Евангелий (Матфей, Марк, Лука) и отрывков из Деяний и Посланий апостолов. Необходимо акцентировать внимание учащихся на личности Христа Спасителя и на нравственных аспектах Его проповеди, приучая детей лично для себя извлекать уроки из Священного Писания.

После чтения и беседы полезно предложить детям сделать иллюстрации, нарисовать что-нибудь или слепить. Это позволит им лучше представить и почувствовать прочитанное, а учитель сможет проследить психологию детского восприятия, узнать, что запомнили дети из его рассказа, определить, верно ли им были расставлены акценты, понять, на что надо будет обратить внимание в дальнейшем. Так, младшие дети после рассказов о жизни пророка Моисея рисовали корзиночку с младенцем, плывущую по реке и застрявшую в тростнике, средние — избиение первенцев египетских, а старшие —пребывание пророка Моисея на горе Синай и встречу его с Богом, или Моисея со Скрижалями Завета.

Целомудренное восприятие ребенка позволяет ему переживать библейские события и события Церковной истории лично. Педагог должен всеми силами сохранять и поддерживать это сердечное участие, можно предложить детям нарисовать себя в той или иной ситуации: странствующими по пустыне вместе с еврейским народом, или плывущими по бурным водам Тихого океана в качестве помощников святителя Иннокентия и встречу с туземцами Алеут и прочее. Все это будет приближать к ребенку мир Библии и Священного Предания Церкви.

Мы должны помнить, что дети познают мир в игре. И в наших занятиях на праздничных утренниках мы можем использовать игру, — но делать это надо чрезвычайно осторожно и тонко, чтобы не потерять чувства благоговения, чтобы не впасть в кощунство. В каждой игре должна быть мера, строго осознаваемая педагогами и духовными руководителями. Мы должны объяснить детям, почему нельзя играть в Иисуса Христа и Богородицу, в Страшные Христовы Тайны — в Литургию. Может быть, это будут их первые реальные уроки Страха Божия.

Помимо чтения Библии, рассказов из истории Церкви и житийной литературы, на занятиях рекомендуется использовать художественную литературу. Очень полезны могут быть чтение и пересказ небольших произведений, отражающих красоту христианского нравственного идеала, воспитыающих в детях любовь к родителям, уважение к старшим, послушание, жертвенность, правдивость, жалостливость, доброту, смирение, отвращение к грубой силе и всякому насилию, домашние питомцы и растения после занятий почуствуют особое к себе отношение и заботу. Важным показателем усвоения христианской этики должно стать развитие в детях такого качества, как совестливость.

На примерах Священного Писания и истории Церкви дети должны понять, что евангельская мораль является для христиан основой не только личной, но также семейной и общественной жизни. Ребенок должен приобретать навык правильно, с христиаиско-нравственных позиций оценивать свои поступки и происходящие вокруг него события.

Большую опасность для христианского воспитания представляет разлитый сейчас в обществе дух стяжательства. Поэтому чрезвычайно полезны рассказы о милостивых, нищелюбивых, бессребренниках. Пример нестяжательства дети должны видеть в своих наставниках.

Кроме того, у учащихся необходимо воспитывать неприятие таких грехов против Церкви, как ересь, раскол, суеверие. Этому должно способствовать системное изучение православных вероучительных дисциплин, которое можно начинать после ознакомления детей с основами Закона Божия, обычно с 13–14 лет. Введением в каноническую проблематику могут быть рассказы из истории Церкви, объяснение богослужений.

В старших группах преподавание отдельных предметов, таких как Священная История Ветхого Завета, Священная История Нового Завета, История Церкви, Православное богослужение — требует специальных педагогов. Учитывая острую нехватку преподавательских кадров, во многих случаях представляется целесообразным введение в приходских воскресных школах общего Закона Божия, а старшие группы с изучением отдельных предметов организовывать на межприходском уровне.

Особое внимание всем педагогам следует обратить на молитву. Молитвенные правила на занятиях должны приучать детей к личной, церковной и общей (групповой) молитве. Надо, чтобы дети захотели и научились участвовать в церковной молитве на богослужениях: вечерне, утрене и литургии. Педагогу необходимо не только объяснить смысл и значение Таинства Евхаристии, — а привлечь детей к регулярному (лучше еженедельному) участию в причащении. Очень полезно заучивать молитвенные тексты наизусть с непременным пояснением их смыслового значения.

Детям надо научиться самим молиться в кругу родных, друзей, дома, в семье, в классе и других местах. Мы должны помочь им преодолеть чувство отчужденности и стеснения, чтобы они смогли ощутить молитвенный настрой и поддержку окружающих.

Нельзя забывать и об эстетическом факторе. Приходя в церковную школу, дети вплотную соприкасаются с церковным искусством. Их эстетическое чувство также нуждается в церковном воспитании. Педагогам необходимо познакомить их с основными принципами православной эстетики и попытаться привлечь к непосредственному творчеству. Этому должны способствовать занятия музыкой, пением, рисованием, ремеслами. Полезно организовывать кружки кройки и шитья для девочек, вышивания: они могут шить облачения, покровцы, полотенца под иконы; для мальчиков — столярное дело, вырезание по дереву, выжигание и т. д.

Очень хорошо, если церковная школа может устраивать экскурсии и организовывать паломничества. При изучении житий русских святых паломничество к мощам и местам их подвигов даст детям незабываемые впечатления, которые могут подтолкнуть их к собственному творчеству, и лечь в основу детских рассказов, стихов, молитв. Узнав житие того или иного святого, сопереживая ребенок может выбрать его в качестве своего личного примера, покровителя и помощника. Педагог должен научить его молитвенному общению со святым, преобразовывающим душевные чувствования ребенка в духовные переживания. Для детей очень важно понять, что эти святые жили на земле совсем недавно, что они слышат нас, и что в наше время, вокруг нас тоже живут святые, что история "народа Божия" не закончилась, а продолжается.

Учащиеся воскресных школ должны иметь возможность по желанию и благословению священноначалия прислуживать на богослужениях и петь в церковных хорах. Более взрослых можно привлекать к дежурству за свечным ящиком. Дети должны осознавать это не только как почетное право, но и как труд на пользу Церкви. Мы должны их приучить заботиться о Церкви, как о матери.

 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu