Православные храмы

Храм Рождества Христова и храм Всех святых, в земле русской просиявших, на Сырце

По инициативе и с помощью прихожан храма святителя Михаила, первого…

Храм Рождества Пророка Иоанна Предтечи (на территории института Национальной академии внутренних дел)

Храм построен на территории учебно-научного института подготовки…

Свято-Троицкий храм (при Институте фтизиатрии и пульмонологии НАМН Украины)

9 ноября 2015 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Публикации

Житие священномученика Константина Голубева (1852–1918)

Начало XX столетия ознаменовано страшным гонением на Церковь Христову. Подобно…

Праздник Божественного смирения

“Нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог”

Сорняки или плоды?

Современная наука возникает именно в христианской цивилизации. Предпосылки к…

То, что наркомания – тяжелая душевная болезнь, проявляющаяся жесткой зависимостью от потребляемого вещества – наркотика, знают все. Как тяжело, практически невозможно избавиться от этой зависимости – известно меньше.

Нашему взору представлен случай, можно сказать уникальный. Страдающему наркотической зависимостью удается избавиться от нее, стать с Божьей помощью на истинный путь. Чтобы понять, что в данном случае произошло именно чудо, хочу несколько слов сказать о тех путях лечения наркомании, которые в настоящее время предлагаются больным.

Первый путь – это обращение к официальной медицине. Действительно, традиционные методы лечения позволяют облегчить больному выход из состояния абстиненции ("ломки") и, что очень существенно для больных, повысить чувствительность к наркотику и, таким образом, позволить снизить его суточную дозу. Это экономически и физически немаловажно. Что же касается исцеления от наркомании, то, увы, мне такие случаи неизвестны, и я считаю, что медицина здесь бессильна. Плен, в который попадает наркоман, слишком жесток, путь к нему – это путь добровольного соглашения с сатаной, и было бы наивно полагать, что таблетки и уколы могут освободить от духовной власти демона, от власти среды, с которой наркоман связан просто-таки цепями.

Второй путь, который широко предлагается сегодня – это услуги сект и "целителей", случается, что и в белых халатах. На этом пути больного радушно встречают различные как индивидуально действующие гадалки, колдуны, экстрасенсы и т. д., так и организованные группы субъектов, называющих себя христианами. Эти деятели много говорят о боге, но бог их пишется с маленькой буквы. Обращение к ним за помощью равносильно обращению к убийце с просьбой защитить от его же брата-убийцы. Вся эта разношерстная публика использует против несчастных ложь, мошенничество и, что самое страшное, магические приемы воздействия, лишающие душу остатков энергии. (Этими способностями в различной степени обладают те, кто посвятил себя сатанинскому служению). В результате за "исцеление" от одной болезни приходится платить более тяжким психическим расстройством и новыми страданиями. Мне лично, как врачу неоднократно приходилось сталкиваться с психическими расстройствами, возникающими после визитов к таким "целителям". Положение больного в этих случаях усугубляется – от одного демона он попадает к другим, более сильным. Если обращение к традиционной медицине не спасает, но дает хотя бы некоторое облегчение, то обращение к темным силам, которых, увы, ныне расплодилось великое множество, наносит душе тяжелый ущерб. Напомню, что власть эти силы имеют только над добровольно обратившимися к ним за помощью.

Единственным путем спасения от наркотической зависимости является путь спасения в лоне Православной Церкви. Этот путь нелегок. Он требует усилий воли, многих молитв – своих, Церкви, родных. К сожалению, в запущенных случаях больные уже не способны ни к молитве, ни к волевым усилиям. И тогда остается только одна молитва за них – их близких, молитва тех, кто идет путем веры, потому что только такая молитва может быть услышана. А если нет и этого? Тогда ситуация выглядит практически безнадежной, и только чудо может спасти падающего в бездну.

В случае с А. имеет место, на мой взгляд, удивительное явление, в которое мало кто из невоцерковленных может поверить – это молитва почившей православной матери за своего сына. Уверен, что именно эта молитва поставила А., обреченного на смерть, на истинный путь спасения. Иного объяснения происшедшему чуду не нахожу. Средством к остановке падения послужили, как следует из интервью, устрашающие видения. Должен сказать, что я далек от взглядов традиционной психиатрии, неверующих своих коллег, рассматривающих подобные переживания как галлюцинаторные, то есть как продукцию больного мозга. Нельзя явления духовного порядка сводить к биохимическим процессам.

Взгляд на переживаемое душевнобольными или людьми, оказавшимися в особых условиях существования, как на бред и галлюцинации, является гипотезой, гипотезой непроверенной и, по сути, ошибочной. Выдавать же гипотезы за реальность, даже с точки зрения материализма, значит отклоняться от истины. То, что видел А. и что он воспринял как реальность – это действительно реальность того страшного мира, в который увлекает нас грех. Иногда наркоманы сообщают, что видят ангелов, Бога. Это неправда. Наркоман может видеть только бесов, сатану и покойников. Все это предупреждение желающим попробовать наркотик или еще какой-либо "сладкой" жизни, предупреждение ищущим забвения и отдыха от забот. Христианство и всякий экстаз, всякое опьянение несовместимы. Господу нашему Иисусу Христу через мучительную смерть на кресте было предложено вино со смирною – зельем, приводящим к забытью и ослаблению страданий. Христос отверг это предложение и предпочел муку в сознании – опьянению. Путь трезвенности и целомудрия – это путь нашего Господа. Неужели же нам так трудно потерпеть тяготы этой жизни, не идущие ни в какое сравнение с тем, что Он терпел ради нас?

Что же делать тем, кто уже попал в объятия сатанинского зелья? Частично ответ на этот вопрос дает А. в своем интервью. Я хотел бы все же яснее очертить путь выхода из положения, на какое обрекает себя наркоман.

Во-первых, если еще есть остатки воли, необходимо твердое решение избавиться от наркотиков с сознанием того, что никогда и никакие обстоятельства не заставят прибегать к ним. То, что А. отступил от избранного курса – ошибка. Такие отступления усугубляют борьбу и делают уход от наркотика более длительным и тяжелым.

Во-вторых, решивший избавиться от наркотической зависимости должен всей душой возложить свою надежду на Бога. Наркоман должен понять, поверить, что без помощи свыше зависимость ему не преодолеть. А., как видим, имел веру и эту надежду. Кроме того, по милости Божией, он имел еще одного важного союзника в своем стремлении спастись – страх перед будущим загробным возмездием.

В-третьих, принявшему решение оставить наркотик на первом этапе желательно обратиться за помощью к медицине и пройти курс лечения для избавления от физической зависимости. Но тот, кто полагается только на этот этап, считая, что лекарства спасут, – ошибается. В душе освобожденного от острой физической зависимости остается ужасная пустота. Наркоман не способен вернуться к обычному образу жизни – интересы ко всему утрачены, по сути он мертв душой. Возврат к наркотикам в такой ситуации неизбежен.

Пустота, которая царит в душе, должна быть заполнена не интересами праздного, суетного мира, но только Богом, жизнью Церкви. Это единственный путь к спасению.

Кроме опустошенности после прохождения медицинского лечения наркомана поджидает еще одна опасность – среда, в которую он возвращается. Его ждут частые и назойливые телефонные звонки, визиты "друзей" и "подруг". От них он не уйдет. Он получит свою дозу даром, просто из бесовской зависти. "Среду" никто не должен покидать – таков закон "среды".

Поэтому, в-четвертых, желающий спастись должен сразу после выписки из стационара бежать, бежать тайно туда, где никто не знает о его прошлом. А. совершил этот побег в одиночку. Не думаю, что многие способны на такое. Лучше, конечно, когда есть родные – союзники спасения. Тогда, во время пребывания беглеца в "подполье", они должны поменять место его постоянного жительства и принять его уже на новом месте. Все это, конечно, требует средств, но выхода иного нет – ведь на карту поставлены не просто жизнь, а состояние души в вечности.

В-пятых, необходимо обратиться за помощью к Церкви, прильнуть к ней всем своим существом. Считаю, что без помощи мудрого духовного пастыря спасающемуся от наркомании не обойтись. Воля его настолько ослаблена, что одному выдержать борьбу с демонами (а такая борьба неизбежна) ему может оказаться не под силу. Кроме того, образ жизни в послушании у духовника постепенно избавляет человека от гордости, и он обретает смирение. Смирение же – бич всех сил злобы, в том числе и демона наркомании.

Жизнь спасающегося должна быть четко регламентирована уставом и заполнена посильным трудом, чередующимся с молитвой. А., к сожалению, не выдержал долго такой жизни, на мой взгляд, потому, что не поставил себя в положение послушника, не подсек в себе корень всех грехов – гордости, не искал Божией любви. Да, мало прибегать к помощи Божией в защите от агрессии темных сил, надо еще и приходить к Богу в жизни по Его заповедям. Эта жизнь ведет к любви Божьей. Любовь же исцеляет от всякого зла.

Я верю, что А. обязательно увидит свет, обязательно обретет в себе любовь Божию – ту единственную гавань, где душа уже не колеблется ничем видимым, где сама мысль о наркотике выглядит чем-то нелепым, лишенным всякого смысла. Да и возможна ли там такая мысль?

Анатолий Тульчинский, врач-психиатр

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me