Православные храмы

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Храм святителя Николая Мирликийского (на водах)

Инициатива строительства уникального храма на Днепре принадлежала…

Храм блаженной Ксении Петербургской (на Святошинском кладбище)

Святошинское кладбище примечательно тем, что здесь покоятся Христа…

Публикации

Пасха 1945 года

…Знаменательно, что Пасха 1945 года пришлась на 6 мая, праздник великомученика…

“Пред святою твоею иконою...” 5 августа — праздник Почаевской иконы Божией Матери

Почаевская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее чтимых святынь…

Город славы. 225 лет со дня основания Севастополя

После русско-турецкой войны 1768–1774 гг. Российская империя получила наконец…

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю.

Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь (иулианский, как говорят православные) отстаёт от современного (григорианского, введённого римским папой Григорием). А кто "поначитаннее", те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстает на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот! Неточным является современный календарь, так называемый новый стиль.

Для того, чтобы понять предысторию православного календаря, мы должны перенестись в долину Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом -- самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляет хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно -365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365х4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый "Сотический период" (Великий год Сотиса), равный 1460-ти Юлианским годам.

Почему же старый стиль называется Юлианским? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном "Канопском Декрете" (238 г. до н.э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам, К сожалению, реформа эта тогда не привилась; во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции. Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календ арно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного Александрийского астронома Сози-гена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем "Канопского Декрета". В 46 г. до н.э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На I Никейском Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в числе других важнейших догматических установлении были выработаны единые правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р.Х.) для всех христиан. Таким образом, календарь Юлия Цезаря превратился в Церковный Юлианский календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для Православного мира.

Суть Никейской реформы заключалась в том, что в Юлианский календарь, строго ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Иными словами, солнечный календарь был органично соединен с календарем Лунным. Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею переходящих праздников. Однако, Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в Церковном календаре Солнечный и Лунный циклы. Церковный Юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям Церковного Богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквями по поводу того, когда именно подобает праздновать Новозаветную Пасху и какими правилами следует для этого руководствоваться.

Итак, по Лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а по Солнечному - в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля Юлианского летоисчисления.

Но средняя длина Солнечного года - 365.25 суток, а средняя длина Лунного месяца - 29.53 суток. Связать математически Лунный ритм с ритмом Солнечным практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы бессмысленно. Все, кто ни брался бы решать эту задачу, вынужден был допустить в своих вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до н. э.) можно считать одним из шедевров мировой астрономии.

Лунно-Солнечное уравнение Метена гласит: 19 Лунных лет =235 Лунным месяцам = 6940 суткам =19 Юлианским Солнечным годам.

Несмотря на допущенную здесь погрешность, ибо реально 19 Юлианских дет равно не 6940-ка, а 6939.75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех Лунно-Солнечных календарей, как древних, так и ныне существующих.

Никейские Пасхалисты, следуя Евангельским традициям в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, совершенно сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового Завета, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая вовсе не связана с Воскресением как днем недели, а привязана к конкретному числу - 14 апреля), а с другой -была бы полностью независима от нее и всегда наступала позже. Данное обстоятельство было для Никейс-ких Отцов столь важно, что Новозаветная Пасха стала "плавающим" праздником, так как в противном случае указанных выше условий, как и некоторых других, соблюсти было бы нельзя. В этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календ арно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от механизма Пасхалии иудейской. Христианские Пасхалисты прекрасно отдавали себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарном деле -вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно. К примеру, если плавающие даты Новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то математико-астрономические значения 14-го апреля иудейской Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это происходит от того, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца. Следовательно вообще любой календарь является абсолютно точным, ибо понятие точности здесь  весьма относительно.

Применительно к структуре календаря, речь не может идти о "строгой астрономической точности", лишь об определенных средних значениях, гармонично выводимых из строгих ритмических соотношений слагаемых. Любое нарушен календарного ритма явило бы не только нарушением исторической и астрономической хронологии, но грубым и опасным нарушение ритма жизни вообще.

Ритмические календарные соотношения в основе своей цикличны, будь то движение  Луны, Солнца или их совмещение. Поэтому любая попытка закрепить в календаре что-то "навечно" изначально бы обречена на неудачу.

Именно эту грубую ошибку допустила в XVI веке Западная Католическая Церковь, проведя так называемую Григорианскую реформу, названную впоследствии "новым стилем".

В тексте знаменитой буллы папы Григория XIII  говорится о том, что дата весеннего равноденствия, которая в эпоху Никейского Собора приходилась на 21 марта и успела более чем за 10 лет уйти вперед на десять  дней, "навечно" возвращается на прежнее место:

"...было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, но и установить правила, которыми будет достигнуто, что в будущем равноденствие и 14-я Луна со своих мест I когда не сдвигались... "(Булла папы Григория XIII, февраля 1582 года).

Григорианский календарь и его модификации нарушают один из основных канонов -правило о празднован Святой Пасхи Христовой.  Сторонники нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют последовательность священных Евангельских событий и таким образом их искажают.

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что "лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом". Тем не менее, к середине XVIII века Григорианский календарь завоевал практически всю Европу. Юлианский календарь сохранился лишь в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших постановления Святых Отцов Церкви.

Православный церковный календарь, строго следующий Юлианскому летоисчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а, в известном смысле, время зависит от него. Круг Церковных праздников освящает текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом ? вечность. В представлении наших средневековых предков "Великая Пасхальная Седмица" ”не могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от фиксированного времени.

Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него до всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.

Много чудес творит Господь Вседержитель в подтверждение истинности старого стиля. По старому стилю в Великую Субботу у Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, по старому стилю в День Крещения Господня освящается вода, которая сохраняется в течение десятков лет и многое Другое. Так же в этой статье хочется привести еще одно конкретное свидетельство, прочитанное мною на Православных страницах Интернет. 14 сентября 1925 года на день Воздвижения Животворящего Креста Господня на небесах над Афинами был знак. В этот день около четырёх тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви Иоанна Богослова. Высоко на востоке заблестел огромный белый восьмиконечный крест. Его размах был несколько сот метров. К этому времени подтянулся отряд полиции, который должен был арестовать священника, который со своей паствой не ушел в новый стиль. Началась борьба с народом, не допускавшим их до него. Полицейские, увидевшие Знак Сына Человеческого на небесах вместе с народом упали на колени. Раздались крики и плач: "Господи, помилуй!". Трое полицейских вскоре сняли свою униформу и стали монахами, остальные - старостильниками. Один из них ещё жив и свидетельствует об этом чуде в Афинах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me