Православные храмы

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Никольский храм (Киевский следственный изолятор)

Киевский следственный изолятор - изначально, в XVIII веке - Киевская…

Храм Рождества Иоанна Предтечи (на Зверинецком кладбище)

На Зверинце существовало 2 кладбища: Зверинецкое кладбище…

Публикации

Зверинецкий монастырь. Древнейшая монашеская обитель на Руси

Как известно, в память крещения Руси и низвержения языческого идола Перуна…

“И остави нам долги наша...”

Ежедневно читая молитву Господню, мы просим о прощении “долгов”. Все мы знаем,…

Почему старый стиль точнее нового? И действительно ли точнее? Ведь у нас в школе доныне учат детей, что в Церкви отсталые люди живут по отсталому календарю.

Журналисты кричат на весь мир, что старый календарь (иулианский, как говорят православные) отстаёт от современного (григорианского, введённого римским папой Григорием). А кто "поначитаннее", те даже утверждают, что старый календарь каждые 128 лет отстает на сутки от современного. Давайте проверим, и мы убедимся, что всё наоборот! Неточным является современный календарь, так называемый новый стиль.

Для того, чтобы понять предысторию православного календаря, мы должны перенестись в долину Нила, где в незапамятные времена был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской культурой около 4-х столетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом -- самой яркой звездой небосвода, воспетой многими поэтами. Итак, Сириус дал Египту первый в мире солнечный календарь, лежащий в основе летоисчисления всего Старого Света, вплоть до настоящего времени.

Дело в том, что промежуток времени между двумя первыми утренними восходами Сириуса, которые одинаково совпадали в Египте с летним солнцестоянием и разливом Нила, как раз и составляет хорошо известные нам 365 и 1/4 суток. Однако в качестве длины своего года египтянами было положено целое число дней, а именно -365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали Египетский календарь на 1 сутки. Очевидно, для того, чтобы Сириусу пройти по всем датам сокращенного года (из 365 дней), требовалось уже 365х4=1460 суток. Но опять-таки, памятуя о том, что Египетский год короче Солнечного на 1/4 суток (6 часов), то для того, чтобы вернуться точно к той же дате Египетского календаря Сириусу требовался еще один год (1460+1=1461). Этот циклический период в 1461 Египетский год и есть знаменитый "Сотический период" (Великий год Сотиса), равный 1460-ти Юлианским годам.

Почему же старый стиль называется Юлианским? Первая попытка реформировать древний Египетский календарь была предпринята еще задолго до Юлия Цезаря Птолемеем III Эвергетом, который в своем известном "Канопском Декрете" (238 г. до н.э.) впервые ввел понятие високосного года, выравнивая тем самым ошибку в 1 сутки, набегающую за 4 года. Таким образом, один год из четырех становился равным 366 суткам, К сожалению, реформа эта тогда не привилась; во-первых, понятие високоса было совершенно чуждо самому духу многовекового Египетского времяисчисления, во-вторых, слишком сильны были еще древние традиции. Только в эпоху Римского владычества уже известный нам Великий год Сотиса перестал существовать как реальная календ арно-астрономическая мера. Гай Юлий Цезарь с помощью известного Александрийского астронома Сози-гена заменил Римский календарь реформированным Египетским календарем "Канопского Декрета". В 46 г. до н.э. Рим со всеми своими владениями перешел на новый календарный счет, получивший с тех пор название Юлианского. Именно этот календарь вошел в основу истории христианской культуры.

Юлианский календарь как таковой не просуществовал и 400 лет. На I Никейском Соборе, созванном равноапостольным царем Константином Великим в 325 году, в числе других важнейших догматических установлении были выработаны единые правила вычисления христианской Пасхалии и установлена единая эра от Рождества Христова (Р.Х.) для всех христиан. Таким образом, календарь Юлия Цезаря превратился в Церковный Юлианский календарь, который в усложненном виде своем более 1000 лет служил в качестве универсального календаря для всего христианского средневековья и до сих пор служит в том же качестве для Православного мира.

Суть Никейской реформы заключалась в том, что в Юлианский календарь, строго ориентирующийся по Солнцу, было введено движение Луны со сменой ее фаз. Иными словами, солнечный календарь был органично соединен с календарем Лунным. Это было вызвано необходимостью точного определения главного христианского праздника - Пасхи и связанных с нею переходящих праздников. Однако, Пасха Нового Завета зависела от ветхозаветной иудейской Пасхи, которая со времен Моисея праздновалась евреями только в полнолуние. Вот откуда возникла необходимость соединить в Церковном календаре Солнечный и Лунный циклы. Церковный Юлианский календарь в своем реформированном виде не только выполнил эту задачу, отвечающую всем требованиям Церковного Богослужения, но и положил конец спорам между Римской, Константинопольской и другими Церквями по поводу того, когда именно подобает праздновать Новозаветную Пасху и какими правилами следует для этого руководствоваться.

Итак, по Лунному календарю Пасха бывает всегда в одно определенное время, а по Солнечному - в пределах 35 дней: с 22 марта по 25 апреля Юлианского летоисчисления.

Но средняя длина Солнечного года - 365.25 суток, а средняя длина Лунного месяца - 29.53 суток. Связать математически Лунный ритм с ритмом Солнечным практически невозможно. Их наименьшее общее кратное дает цикл с таким количеством лет, что пользоваться таким периодом было бы бессмысленно. Все, кто ни брался бы решать эту задачу, вынужден был допустить в своих вычислениях ту или иную погрешность, и ошибка с течением времени все равно возрастала бы. В этом смысле соотношение циклов, разработанное греческим астрономом Метоном (432 г. до н. э.) можно считать одним из шедевров мировой астрономии.

Лунно-Солнечное уравнение Метена гласит: 19 Лунных лет =235 Лунным месяцам = 6940 суткам =19 Юлианским Солнечным годам.

Несмотря на допущенную здесь погрешность, ибо реально 19 Юлианских дет равно не 6940-ка, а 6939.75 суток, именно цикл Метона лежит в основе всех Лунно-Солнечных календарей, как древних, так и ныне существующих.

Никейские Пасхалисты, следуя Евангельским традициям в последовательности событий, связанных с последней неделей земной жизни Иисуса Христа, совершенно сознательно стремились к тому, чтобы Пасха Нового Завета, с одной стороны, сохранила свою историческую связь с ветхозаветной Пасхой (которая вовсе не связана с Воскресением как днем недели, а привязана к конкретному числу - 14 апреля), а с другой -была бы полностью независима от нее и всегда наступала позже. Данное обстоятельство было для Никейс-ких Отцов столь важно, что Новозаветная Пасха стала "плавающим" праздником, так как в противном случае указанных выше условий, как и некоторых других, соблюсти было бы нельзя. В этом смысле Метоно-Созигеновый цикл оказался для них идеальным инструментом. Основанный на нем календ арно-астрономический механизм христианской Пасхалии стал совершенно независим от механизма Пасхалии иудейской. Христианские Пасхалисты прекрасно отдавали себе отчет, что придерживаться строгой математико-астрономической точности в календарном деле -вещь совершенно невыполнимая и ненужная одновременно. К примеру, если плавающие даты Новозаветной Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 128 лет, то математико-астрономические значения 14-го апреля иудейской Пасхи опережают равноденствие на 1 сутки за 210 лет. Все это происходит от того, что в календарно-астрономическом плане движение Луны невозможно объединить с движением Солнца. Следовательно вообще любой календарь является абсолютно точным, ибо понятие точности здесь  весьма относительно.

Применительно к структуре календаря, речь не может идти о "строгой астрономической точности", лишь об определенных средних значениях, гармонично выводимых из строгих ритмических соотношений слагаемых. Любое нарушен календарного ритма явило бы не только нарушением исторической и астрономической хронологии, но грубым и опасным нарушение ритма жизни вообще.

Ритмические календарные соотношения в основе своей цикличны, будь то движение  Луны, Солнца или их совмещение. Поэтому любая попытка закрепить в календаре что-то "навечно" изначально бы обречена на неудачу.

Именно эту грубую ошибку допустила в XVI веке Западная Католическая Церковь, проведя так называемую Григорианскую реформу, названную впоследствии "новым стилем".

В тексте знаменитой буллы папы Григория XIII  говорится о том, что дата весеннего равноденствия, которая в эпоху Никейского Собора приходилась на 21 марта и успела более чем за 10 лет уйти вперед на десять  дней, "навечно" возвращается на прежнее место:

"...было заботою нашею не только восстановить равноденствие на издревле назначенном ему месте, но и установить правила, которыми будет достигнуто, что в будущем равноденствие и 14-я Луна со своих мест I когда не сдвигались... "(Булла папы Григория XIII, февраля 1582 года).

Григорианский календарь и его модификации нарушают один из основных канонов -правило о празднован Святой Пасхи Христовой.  Сторонники нового стиля, совершая Пасху прежде иудейской или вместе с ней, изменяют последовательность священных Евангельских событий и таким образом их искажают.

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что "лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом". Тем не менее, к середине XVIII века Григорианский календарь завоевал практически всю Европу. Юлианский календарь сохранился лишь в России, Греции и в патриархатах Восточно-христианского мира, свято и непреложно чтивших постановления Святых Отцов Церкви.

Православный церковный календарь, строго следующий Юлианскому летоисчислению, упорядочивает время, он как бы не зависит от времени, а, в известном смысле, время зависит от него. Круг Церковных праздников освящает текущее время, одновременно как бы разрывая его своим выходом ? вечность. В представлении наших средневековых предков "Великая Пасхальная Седмица" ”не могла быть функцией времени, не могла зависеть от точности определения точки равноденствия и правильности лунных фаз. Подвижный цикл традиционной христианской Пасхалии с особенною силою подчеркивает свою независимость от фиксированного времени.

Вся сложная система переходящих праздников и седмиц, собираясь как в фокусе вокруг центрального праздника Пасхи, спиралевидным движением разворачивается из него до всему пространству годового круга, чтобы затем вновь вернуться к Светлому Христову Воскресению в другом месте и в другое время и вновь разойтись, освящая своим светом ту непроглядную ночь времени, из которой тянется к свету сознание верующего человека.

Много чудес творит Господь Вседержитель в подтверждение истинности старого стиля. По старому стилю в Великую Субботу у Гроба Господня сходит Благодатный Огонь, по старому стилю в День Крещения Господня освящается вода, которая сохраняется в течение десятков лет и многое Другое. Так же в этой статье хочется привести еще одно конкретное свидетельство, прочитанное мною на Православных страницах Интернет. 14 сентября 1925 года на день Воздвижения Животворящего Креста Господня на небесах над Афинами был знак. В этот день около четырёх тысяч старостильников собрались на горах Афинских возле церкви Иоанна Богослова. Высоко на востоке заблестел огромный белый восьмиконечный крест. Его размах был несколько сот метров. К этому времени подтянулся отряд полиции, который должен был арестовать священника, который со своей паствой не ушел в новый стиль. Началась борьба с народом, не допускавшим их до него. Полицейские, увидевшие Знак Сына Человеческого на небесах вместе с народом упали на колени. Раздались крики и плач: "Господи, помилуй!". Трое полицейских вскоре сняли свою униформу и стали монахами, остальные - старостильниками. Один из них ещё жив и свидетельствует об этом чуде в Афинах.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua