Православные храмы

Храм апостолов Петра и Павла (у Дарницкого вокзала)

До революции неподалеку от Дарницкого железнодорожного узла стояла…

Храм преподобного Николы Святоши с нижним храмом мученика Иоанна Воина (на Лесной)

Храм возведен на территории военной части Т-0710, неподалеку от…

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…
Ароматизатор tpa купить дешево
Ароматизаторы, пищевые добавки
gosmoke.ru
Защита от угона авто
Правовая защита автолюбителей. Защита от угона
vin-kod.ru

Публикации

Психолог — соработник священника

Более 10 лет в Санкт-Петербурге при Научно-просветительском обществе…

О птицах, которые сострадают страстям Господним

В Древней Руси была весьма распространена литература учительного характера,…

Образование и воспитание в Украине: от принудительного атеизма к разумной светскости

В этом году в работе Международной научно-практической конференции…

Как известно, все внешнее влияет и на внутреннее. Поэтому и окружающая обстановка у христианина должна согласовываться с целью его жизни.

Известно, что пророку Моисею при приближении его к горящему терновому кусту было повеление от Бога: “Сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая” (Исх. 3, 5).

Озу Господь поразил смертью за прикосновение к святыне —  ковчегу Завета (2 Цар. 6, 6–7).

Одежда пророка Илии заключала такую силу, что при ударе ею по Иордану пророком Елисеем воды Иордана расступились (4 Цар. 2, 14).

Такие же примеры святости материи находятся и в истории Нового Завета. Вода купальни у Овечьих ворот Иерусалима периодически приобретала целебную силу (Ин. 5, 4). В обличении фарисеев Господь указал, что жертвенник имеет силу освящать дар (Мф. 23, 19).

Вся история Новозаветной Церкви наполнена свидетельствами об особой силе освященной материи, чаще всего выражающейся в исцелениях. Эта сила — святость, благодать, почивающая на телах и одеждах мучеников и праведников на древе Креста Господня, в чудотворных иконах, в освященной воде и т. д.

На этом основании Церковь установила чин освящения воды, икон, крестов, одежд, храмов, жилищ, хлебов, вина, елея, фруктов, пищи, домашнего скота — словом, всей той материи, которая окружает христианина или питает его.

Когда один из поселян жаловался старцам Варсонуфию Великому и Иоанну на то, что саранча портила его нивы, то они дали ответ: “Возьми святую воду и покропи нивы свои” (Отв. 691).

Вместе с тем, святитель Феофан Затворник пишет: “Вся благодать, идущая от Бога через св. Крест, св. иконы, св. воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых, имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)”.

Святости противостоит осквернение. “Проклята земля за тебя” (Быт. 3, 17), сказано было Адаму, и пророк Исаия свидетельствует: “...земля осквернена  под живущими на ней” (Ис. 24, 5).

Христианам в их жилищах нельзя иметь ни антирелигиозной литературы, ни безнравственных книг. Если существует способность у материи быть оскверненной от действий греха или темной силы, то, очевидно, ей должно быть противопоставлено освящение через действия всего святого. Поэтому никогда нельзя забывать о необходимости пользоваться освящающей силой благодати, идущей от св. креста, св. мощей, святой воды и освященных ею предметов.

История Церкви полна примеров о том действии, которое оказывают святые и освященные предметы на темную силу — удаляя и устраняя ее, парализуя ее действие. Поэтому благо тем из христиан, кто может иметь у себя дома (и в почете хранить) такие святыни, как частицы Животворящего Креста Господня, частицы мощей, вещи, принадлежавшие святым (их одежды, частицы камней, на которых они молились, и т.п.) и святую воду. Все это исполнено святостью, которая помогает христианину в его непрекращающейся борьбе с темной силой.

По той же причине христианин должен всегда носить на своем теле крест. Старец о. Алексий Мечев не позволял никому из своих духовных детей ни при каких обстоятельствах снимать его.

Во всех комнатах, где живет христианин, должны быть иконы, если только нет каких-либо особых обстоятельств, препятствующих этому. Как говорит митрополит Вениамин: “Где нет икон, там живут демоны, и там верующему человеку неспокойно и даже страшно”. А праведный о. Иоанн Кронштадтский пишет: “Иконы мы держим у себя в домах и поклоняемся им, между прочим, в показание того, что очи Господа Бога и всех небожителей постоянно устремлены на нас и видят не только все дела наши, но и слова, и помышления, и желания. Иконы напоминают нам и о бессмертии святых”. Как все иконы, так и вся квартира и ее обстановка должны быть освящены и содержаться в полной чистоте и порядке.

В тех случаях, когда в квартире нельзя выделить отдельную комнату —“молельну”, надо устроить соответствующий уголок, украшенный иконами и лампадами. Если во всей обстановке быта у христианина должна проявляться простота и скромность, то для священных предметов — икон, крестов, духовных картин и т. п. —должно быть сделано исключение из этого правила. Как пишет о. Иоанн Кронштадтский: “Предметы священные возводят к Богу и поэтому украшение их не только не греховно, а свято и назидательно, равно как великолепие и блеск украшений храма и всей его утвари. Все это — так как назначено служить славе Божией и возбуждению благочестивого чувства — не греховно, а свято”. К уголку с иконами надо подходить не только при выполнении утреннего и вечернего молитвенного правила, а много раз в день. Здесь надо испрашивать Божие благословение и помощь на каждое вновь начинаемое дело, перед дорогой, т.е. уходом из дома, а также и по приходе домой, при мысленных искушениях и смущениях, принимая какое-либо решение и т. д. Здесь душа христианина должна всегда черпать духовную силу и бодрость.

Учитываем ли мы все это в отношении обстановки, которая окружает наших детей? Освящены ли наши жилища? Вкушают ли наши дети освященный хлеб (просфоры, антидор, артос) и святую воду? Кто мешает нам давать их с утра детям каждый день, обеспечивая этим их здоровье, по словам старца Варнавы из Гефсиманского скита. Имеются ли в обстановке наших жилищ освященные предметы и изображения, невидимо действующие на наших детей — крест, иконы, картины из священной истории, рисунки из жизни святых и т. п.

Наличие подобной обстановки важно уже в младенческом возрасте, когда у ребенка складываются первые впечатления. Святитель Феофан Затворник говорит об этом так: “Пусть чувства получают первые впечатления от предметов освященных: икона и свет лампады для глаз, священные песни — для слуха и проч. Дитя не понимает еще ничего из того, что у него перед глазами, но его глаз и слух привыкают к этим предметам, и они, предзанимая сердце, тем ставят вдали другие предметы. За чувствами и первые упражнения воображения будут освящены: ему легче будет воображать эти предметы, чем другие, таковы его первые сгибы”.

С детства необходимо окружить ребенка знамением креста и как можно ранее приучить его владеть этим непобедимым оружием христианина: “Всякое дело начинайте крестным знамением”, —советовал упомянутый выше старец Варнава. О том же пишет в “Письмах к мирянам” и старец Амвросий Оптинский: “Необходимо позаботиться вкоренить в детях обычай почаще ограждать себя крестным знамением и особенно перед принятием пищи и питья, ложась спать и вставая, перед выездом, перед выходом и перед входом куда-либо, и чтобы дети полагали крестное знамение не небрежно,.. а с точностью, начиная с чела и до персей, и на оба плеча, чтобы крест выходил правильно”.

О характере применения крестного знамения в IV веке имеются указания преподобного Ефрема Сирина, который пишет: “Животворящим крестом осеняются наши дома, наши двери, наши уста, наша грудь, все наши члены. Этот крест вы, крестьяне, не оставляйте ни в какое время, ни в какой час; пусть он с вами будет во всех местах.

Без креста ничего не предпринимайте; ложитесь ли спать или встаете, работаете или отдыхаете, едите или пьете, путешествуете на суше или плаваете по морю — постоянно украшайте все ваши члены этим живоносным крестом”.

Поэтому будем всегда проверять — есть ли крест на груди у наших детей? Есть ли он у их кроваток вместе с изображением Божией Матери и святого, имя которого они носят? Будем, вместе с тем, приучать наших детей к такому применению креста, как это делали христиане в древности и как учит об этом преподобный Ефрем Сирин.

Следует помнить о том, что христиане первых веков старались иметь в доме или в специально устроенной при доме часовне мощи или частицы мощей мучеников. Эти святые мученики почитались как покровители семьи, и к ним обращались члены семьи со всеми своими нуждами и невзгодами.

Очень поучителен для нас в отношении обстановки быт древнерусской благочестивой семьи. В домах такой семьи была особая молельная комната, в доме зажиточных — своя домашняя церковь. Весь красный угол каждой жилой комнаты посвящался многочисленным иконам. Иконы были в киотах, украшались драгоценными окладами, перед ними теплились неугасимые лампады. К большим праздникам все тщательно чистилось и украшалось. Картины и портреты в комнатах относились преимущественно к священной истории и духовным лицам. По существу, древнерусский быт благочестивой семьи был ближе к монастырскому укладу, чем к светской жизни.

Вот как описывается, например, быт царя Феодора Иоанновича: “Феодор вставал обыкновенно в четыре часа утра и ждал духовника в спальне, наполненной иконами, освещенной днем и ночью лампадами. Духовник приходил к нему с крестом, благословением, святой водой и с иконой угодника Божия, празднуемого в тот день Церковью. Государь кланялся до земли, молился вслух минут десять или более, шел к царице в месте с ней к утрени... в девять часов ходил к литургии... вечером — ходил опять в церковь к вечерне... ночью, готовясь ко сну, опять долго молился с духовником и ложился с его благословением” (Рассказы о Русской Церкви. М. Толстой).

Вот та среда, в которой возрастали молодые поколения наших предшественников. И подражая древнерусскому благочестивому быту, родители всю жизнь ребенка должны соотносить с обычаями Церкви. Сюда относятся, по указанию святителя Феофана Затворника, “...частое ношение детей в церковь, прикладывание к св. кресту, Евангелию, иконам, накрывание воздухами; так же и дома —частое подношение под иконы, частое осенение крестным знамением, окропление св. водой, курение ладаном, осенение крестом колыбели, пищи и всего прикасающегося к детям, благословение священника, приношение в дома икон из церкви и молебны.

Вообще, все церковное чудным образом возгревает и питает благодатную жизнь дитяти и всегда есть самая безопасная и непроницаемая ограда от покушения невидимых темных сил, которые всюду готовы проникнуть к развивающейся только душе, чтобы своим дыханием заразить ее”.

Эта зараза, на которую указывает святитель Феофан, может заключаться и в отдельных предметах, окружающих ребенка. И насколько необходимо отовсюду окружать нашего ребенка всем святым, настолько же нужно и оберегать его от всего нечистого и скверного - богоборческих и безнравственных книг, соблазнительных рисунков, картин и скульптурных изображений и т.п. Их недопустимо держать в доме. Известен рассказ про святого, которого обошла Божия Матерь (в видении) только потому, что на его полке лежала еретическая книга.

Будем же помнить, что святость и Дух Божий несовместимы со скверной. Необходима духовная чистота атмосферы, в которой растут наши дети, и тогда от них никогда не отступят их ангелы хранители и их будут посещать святые.

Особую заботу должны проявлять родители к обстановке тех комнат, в которых спят дети, и уголков, где они проводят свое время — играют или занимаются. Пусть жизнь их проходит под постоянным осенением образов, освещенных светом неугасимых лампад. Пусть перед своими глазами они всегда видят Господа Иисуса Христа, Божию Матерь и святых.

Одного старца спросили, как воспитывать в себе чувство постоянного присутствия Господа. Старец посоветовал поместить в комнате хорошее изображение Господа во весь рост в натуральную величину.

Поэтому, чем крупнее иконы, чем более места занимают они по стенам вместе с духовными картинами, тем прочнее будут в душе детей господствовать светлые образы.

Святитель Феофан Затворник пишет: “Когда таким образом родители оградят колыбель своего дитяти этим духом искреннего благочестия, когда при этом, с одной стороны, ангел хранитель, с другой — Святые Тайны и все церковное будет действовать на него вовне и внутрь, то этим составится вокруг зачинающейся жизни сродная ей духовная атмосфера, которая перельет в нее свой характер, подобно тому, как и кровь, начало жизни животной, в свойствах своих много зависит от окружающего воздуха. Говорят, что вновь приготовленный сосуд хранит долго, если не всегда, запах того вещества, которое вольют в него в ту пору”

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Яндекс цитирования Яндекс.Метрика Mail.ru Rambler's Top100 ukrline.com.ua