Православные храмы

Храм святителя Василия Великого Кирилловского монастыря

Церковь святителя Василия Великого на территории психиатрической…

Храм апостола и Евангелиста Марка (на Троещине)

Строительство храма апостола и Евангелиста Марка проходило весной и…

Храм апостола Андрея Первозванного (на Печерске)

Известнейший киевский храм в честь ап. Андрея воздвигнут архитектором…

Публикации

Музыка и ее влияние на человека

Музыка в той или иной форме пронизывает всю историю человечества, начиная с…

Святитель Иоанн Златоуст

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии…

Первомученик XX века. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий.

В конце января 1918 года древний Киев-град потрясла ужасная весть: у крепостных…

Вторник. Попразднство Успения. Мч. Мирона.
В некоторых храмах ради особого чествования праздника Успения совершается служба Погребения Божией Матери, в один из ближайших дней периода попразднства (обычно на третий день), накануне вечером (А). В тех храмах, где служба Погребения Божией Матери не совершается, поется служба мч. Мирону (без праздничного знака) в соединении со службой попразднству Успения (Б).

А. Служба Погребения Божией Матери представляет собой всенощное бдение, состоящее из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородице и 1-го часа.
Примечание. Это установление является благочестивым обычаем, вошедшем в 30-е годы ХХ в. в литургическую жизнь Церкви.
О службе Погребения Божией Матери — из Православного календаря на 1929 г. изд. — Митрополит Сергий (Страгородский) пишет: «В последнее время входит в широкое употребление чин Погребения Божией Матери, соединяемый со службой Успению. По установившемуся (по-видимому, с XV—XVI вв., так как более древних рукописей этого чина нет) обычаю, чин совершается в Иерусалиме, при гробнице Божией Матери, накануне праздника Успения утром. В других Церквах Востока этот чин соединяется со службой праздника. Однако в Уставе Великой (Константинопольской) Церкви под 15 августа читаем примечание: «Тотчас после катавасии 9-й песни в некоторых местах, где этот праздник совершается с особой торжественностью, существует обыкновение, как бы для большей славы и чести Богородицы, петь так называемые Похвалы Богоматери — по подражанию поемых на утрени Великой субботы. (На православном Востоке в древнее время существовал и другой чин, не повторный, но у нас он не получил распространения. — Ред.) Великая Церковь, осуждающая всякие новшества и искажения, открыто отвергает это и строго воспрещает, хотя бы это и делалось ради чести Богоматери». ...Последование Погребения Богоматери в виде одних только похвальных статей, то есть тропарей в соединении с 17-й кафизмой, (с XV в.) совершалось вместе с праздничной службой в Киево-Печерской Лавре и в Костромском Богоявленском монастыре. В Гефсиманском скиту, близ Троице-Сергиевой Лавры, со времени митрополита Филарета весь чин Погребения совершался на 3-й день праздника. Принимая приведенное суждение об этом предмете, в смысле не столько осуждения самого чина, сколько соединения его со службой праздника, можно было бы допустить совершение его как в Гефсиманском скиту, на 3-й день праздника».
В 1845 г. перевод Иерусалимского последования Погребения Божией Матери с греческого языка на церковнославянский для Гефсиманского скита был осуществлен проф. М. С. Холмогоровым с присланного митрополитом Фаворским Иерофеем (впоследствии Патриархом Антиохийским) Иерусалимского последования и тщательно пересмотрен и исправлен самим святителем Филаретом, глубоким знатоком греческого и церковнославянского языков. «Мне хотелось соединить словенский вид речи с ясностию, потому я иногда переменял порядок слов и немногие слова употреблял несколько новые, вместо более древних, темных или обоюдных для нынешнего понятия», — писал наместнику Троице-Сергиевой Лавры архимандриту Антонию (Медведеву) о своей редакции текста Иерусалимского последования Московский святитель 28 октября 1846 г. В 1872 г. Иерусалимский чин празднования Успения был напечатан Синодальной типографией под названием «Похвалы, или священное последование на святое преставление Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, поемое в седьмый надесять день месяца августа, каждогодно, в ските Гефсимании, а в Лавре отправляемое пятнадцатаго августа». В 1913 г. вышло 2-е издание.
Служба Погребения Божией Матери состоит из великой вечерни со входом и литией, утрени с пением непорочных и похвал Пресвятой Богородицы и 1-го часа. Служба рядовому святому переносится на повечерие.
До богослужения Плащаница с изображением Успения Божией Матери с подобающим благоговением полагается на престол (это бывает только в случае, если выноса Плащаницы не было в сам день Успения). Перед престолом ставится выносной свещник с возжженной свечой. Совершается каждение окрест престола и Плащаницы.

9-й час — по обычаю.

На великой вечерне поем «Блажен муж» — 1-й антифон.
На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Успения, глас 1-й — 3 («О, дивное чудо...», «Дивны Твоя тайны, Богородице...», «Твое славят Успение...»), и Иерусалимского последования — 5: глас 6-й: «Днешний день тайно...»; глас 2-й: «Егда от мира, Жизнь сущи...», «Егда во гробе, Мариам...», «Егда трие священницы...», и глас 5-й: «Тебе, одеющагося светом, яко ризою...». «Слава, и ныне» — Успения, глас 1-й: «Богоначальным мановением...».
Вход. Прокимен, глас 2-й: «Воскресни, Господи, в покой Твой...»; стих: «Клятся Господь Давиду истиною...». Паримии Богородице — 3.
Стихиры на литии, глас 1-й, 2-й и 3-й. «Слава» — праздника, глас 5-й: «Приидите, празднолюбных собор…», «И ныне» — праздника, глас тот же: «Воспойте людие…».
На стиховне стихиры праздника, глас 4-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же.
По Трисвятом — тропарь Успению, глас 1-й: «В Рождестве девство сохранила еси...» (трижды).

На утрени на «Бог Господь» — тропари Иерусалимского последования, глас 2-й: «Благообразных ученик лик...» (дважды). «Слава» — «Егда снизшла еси к смерти...», «И ныне» — «Священным учеником...». Во время пения тропарей священнослужители выходят из алтаря на середину храма к Плащанице. Плащаница кадится трижды окрест.
Примечание. Если выноса Плащаницы не было в самый день Успения, то при пении «Бог Господь» и тропарей «Благообразных ученик лик...» Плащаница северными вратами износится из алтаря к уготованному надгробию на середину храма. Настоятель — в полном облачении. По положении Плащаницы на гробницу бывает каждение Плащаницы трижды окрест.
Затем непорочны с похвалами на священное преставление Богоматери — на три статии. Как правило, стихи псалма поются хором или читаются, а похвалы читаются священником; впрочем, существует и иная практика исполнения непорочных, когда и стихи псалма, и похвалы поются.
Диакон непрерывно кадит перед Плащаницей.
Две последние похвалы каждой статии поются на «Слава» и на «И ныне», после чего вновь поется первая похвала данной статии.
После 1-й статии — малая ектения, возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство...» и малое каждение (совершается диаконом).
После 2-й статии — малая ектения, возглас: «Яко святися и прославися всечестное и великолепое имя Твое...» и малое каждение.
После малых ектений в конце 1-й и 2-й статии диакон совершает малое каждение.
После 3-й статии — благословенны, глас 5-й, с особым припевом: «Благословенная Владычице, просвети мя светом Сына Твоего», — «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившуюся...». На благословеннах совершается каждение всего храма. (Непорочны отменяют полиелей, величание также не поется.)
Затем малая ектения, возглас: «Яко Тя хвалят вся Силы...».
Степенна — 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен и Евангелие — Богородице. «Слава» — «Молитвами Богородицы...». Стихира, глас 6-й: «Егда преставление пречистаго Твоего тела готовляшеся...».
Поются оба канона праздника Успения, ирмосы 1-го канона — по дважды. Тропари обоих канонов без повторений.
Библейские песни «Поем Господеви...».
Катавасия — ирмосы 2-го канона.
По 3-й песни — ипакои Успению, глас 8-й: «Блажим Тя, вси роди...» (единожды).
По 6-й песни — кондак и икос Успению, глас 2-й.
На 9-й песни — припевы Успению, без повторений («Честнейшую» не поем). Обычное каждение.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше...», ирмос: «Побеждаются естества уставы...».
2-й лик — то же.
1-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Дивляхуся ангельския силы...».
2-й лик: «Ангели, Успение Пречистыя видевше...», тропарь: «Опрята лик апостольский...».
1-й лик — ин припев: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите в Сион...».
2-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приидите, вернии...».
1-й лик: «Величай, душе моя...», тропарь: «Приими от нас песнь...».
Затем оба лика вместе поют припев второго канона: «Величай, душе моя ...», и ирмос второго канона: «Всяк земнородный...» (так как назначена одна катавасия, а именно — ирмосы второго канона).
По 9-й песни — светилен Успению (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные стихи.
На хвалитех стихиры Успению, глас 4-й — 4. «Слава, и ныне» — Успению, глас 6-й: «На безсмертное Твое Успение...».
Если вынос Плащаницы был в самый праздник, то на стихирах предстоятель облачается во все священнические одежды.
В конце пения стихир на хвалитех духовенство Царскими вратами исходит из алтаря к Плащанице. Перед Плащаницей произносится возглашение «Слава Тебе, показавшему нам свет». Поется великое славословие. Во время славословия совершается троекратное каждение Плащаницы, а при пении погребального «Святый Боже...» священнослужители, положив пред Плащаницей три земных поклона, поднимают ее и с крестным ходом (который совершается обычным порядком) при продолжающемся пении «Святый Боже...» и перезвоне колоколов обносят вокруг храма. По завершении крестного хода — трезвон. По внесении Плащаницы в храм ее полагают на гробницу. (Плащаницу не подносят к Царским вратам, как в Великую Субботу; «Премудрость, прости» перед Царскими вратами не возглашается). Во время положения Плащаницы на гробницу хор поет тропарь праздника Успению (единожды). Совершается помазание елеем у Плащаницы. Ектении и отпуст.
На всех часах — тропарь и кондак Успению.
На 1-м часе вместо «Взбранной Воеводе...» — кондак: «В молитвах неусыпающую Богородицу...».

На Литургии блаженны Успению (обоих канонов), песнь 3-я (1-го канона со ирмосом) на 6 (рядовая песнь праздничного канона дается с учетом того, что чин Погребения Божией Матери совершается на третий день попразднства).
На входе — «...молитвами Богородицы...».
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь Успению. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
В храме Божией Матери — тропарь Успению. «Слава, и ныне» — кондак Успению.
В храме святого — тропарь Успению, тропарь храма. «Слава» — кондак храма, «И ныне» — кондак Успению.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — Успению.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник Успению.
По отпусте Литургии духовенство исходит к Плащанице из алтаря Царскими вратами. Трижды покадив Плащаницу, при пении «В рождестве девство сохранила еси...», «Слава, и ныне» — «В молитвах неусыпающую...», вносят ее в алтарь, полагают на престоле, и совершается каждение престола и Плащаницы. Царские врата и завеса затворяются, и Плащаница благоговейно полагается на месте ее хранения.

Б. На вечерне кафизма 6-я.
На «Господи воззвах» стихиры на 6: праздника, глас 4-й — 3 и мученику, глас 2-й — 3. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Яже Небес вышшая…».
Входа нет. Прокимен дня.
На стиховне стихиры праздника, глас 2-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас тот же: «Всенепорочная Невеста…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).

На утрени на «Бог Господь» — тропарь праздника, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны праздника (по дважды). Псалом 50-й.
Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и мученику на 4.
Библейские песни «Поем Господеви».
Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях — ирмосы канона мученику.
По 3-й песни — кондак мученику, глас 4-й; седален мученику, глас 1-й. «Слава, и ныне» — седален праздника, глас тот же.
По 6-й песни — кондак и икос праздника, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен праздника. «Слава, и ныне» — тот же светилен.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры праздника, глас 6-й. «Слава, и ныне» — праздника, глас 3-й: «Приидите, вси концы земнии…».
По Трисвятом — тропарь праздника, глас 1-й (единожды).
На часах — тропарь и кондак праздника.

На Литургии блаженны праздника обоих канонов, песнь 3-я — 6 (1-го канона со ирмосом).
По входе — тропари и кондаки:
В храме Господском — тропарь храма, тропарь праздника; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме Божией Матери — тропарь праздника. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
В храме святого — тропарь праздника, тропарь храма; кондак храма. «Слава» — кондак мученику, «И ныне» — кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен — праздника.
Апостол и Евангелие — дня.
Задостойник праздника.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me