Православные храмы

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Бабьем Яру

Впервые название «Бабий Яр» упоминается в 1401 году. Владелица…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…
Публикации

Семь Столпов Православия. Иконопочитание и Седьмой Вселенский Собор

Общеизвестно, что изображения Христа, Богородицы, святых и событий священной…

О пасхальных традициях

В конце светлой утрени в алтаре священнослужители начинают друг друга…

Как распинают в XXI веке

Не так давно велись дискуссии вокруг фильма Мэла Гибсона “Страсти Христовы”. Но…

Китаевские пещеры

Подземные лабиринты в Китаеве. Состоят из двух отдельных комплексов.

Пещерный комплекс на территории Китаевского городища известен с XVIII в. В ХІХ в. здесь была оборудована большая подземная церковь, обложенная кирпичом. В 1909 г. возле входа в подземелье была сооружена часовня (не сохранилась). В 1993—94 гг. сотрудниками Музея истории города Киева под руководством Тимура Бобровского были проведены исследования. Комплекс представляет собой разветвленный двухъярусный лабиринт с кельями (одну из них считают жилищем св. Досифея), часовнями и  переходами общей длиной более 250 м. Ему когда-то принадлежала и т.н. пещера Тимофея с затворнической кельей и небольшой церковью, обнаруженная в 1994 г. По результатам исследований, архитектура комплекса и археологические находки дают возможность определить его как пещерное поселение монахов-отшельников XVI—XVIII в., хотя и существует мнение о древнерусском происхождении пещер.

Теперь пещеры упорядочены для посещения и используются братией восстановленной Китаевской пустыни. Над входом в 1990-е годы построена деревянная часовенка. Подземная церковь освящена во имя св.Досифея. Часть комплекса остается неисследованной и перекрыта мощными обвалами.

Пещерный комплекс на территории Виноградного сада, расположенный в 350 м к югу от Китаевского городища, исследовался в 1911—14 гг. Александром Эртелем. Комплекс состоит из нескольких отдельных, достаточно разветвленных участков подземных сооружений: жилых, хозяйственных и церковных помещений. Во время раскопок здесь были зафиксированы остатки обычных очагов, кафельных печей, надписей- граффити и предметов домашнего употребления позднесредневекового периода. По всем признакам, этот комплекс — остатки монашеского подземного поселения XVI—XVII вв. Пещерные сооружения комплекса остаются заваленными и неисследованными, в 1990-е годы началось их обследование и консервация.

Литература: Звід пам'яток історії та культури України. Київ.— Кн.I, ч.I.— К., 1999.— С. 467.
 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu