Православные храмы

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…

Часовня преподобного Нестора Летописца (университет права НАН Украины)

Строительство и освящение часовни стало результатом совместных усилий…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Публикации

Василий Никифоров-Волгин: Молнии слов светозарных

Любил дедушка Влас сребротканый лад церковно­славянского языка. Как заговорит,…

Былинный богатырь Илья Муромец

Илья Муромец — самый популярный и любимый богатырь русского былинного эпоса.…

Дрейфующие льдины и берег надежды. Протестанты о себе

“Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари”…

Великая Суббота. Мчч. Терентия, Помпия и иже с ними.
Примечание. По Уставу, утреня Великой Суботы начинается «в 7-й час нощи», т. е. по-нашему — около 1-го часа ночи (см.: Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу»).

Начало утрени обычное (с «Царю Небесный…»). Псалмы 19-й и 20-й (во время псалмов — обычное каждение). Шестопсалмие. Ектения великая.
Примечание. В Великую субботу — на утрени, часах, вечерне, Литургии — все, что обычно читается на солее, как то: ектении, Апостол, Евангелие, входные (а также заамвонная) молитвы — произносится перед Плащаницей. На малом и великом входах священнослужители также проходят перед Плащаницей. Причащение мирян и отпуст — на амвоне.
На «Бог Господь» — тропарь, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...». «Слава» — ин тропарь, глас тот же: «Егда снизшел еси...», «И ныне» — ин тропарь, глас тот же: «Мироносицам женам...».
С началом пения тропарей отверзаются Царские врата, священнослужители исходят к Плащанице. Предстоятель раздает возжженные свечи сослужащим. Возжигают свечи и все предстоящие. Предстоятель с диаконом кадят Плащаницу и весь храм. Непосредственно по окончании тропарей начинается пение непорочных (на 5-й глас, и в тот же глас — похвалы). По Уставу, должна петься вся 17-я кафизма (с похвалами), но обычно певцы поют несколько первых стихов с их похвалами, затем поют только псаломские стихи, а похвалы читают священнослужители. При соборном служении псаломские стихи могут петь все священнослужители. Если священник один, то чтец читает псаломские стихи, а священник — похвалы.
По 1-й статии — ектения малая. Возглас: «Яко благословися Твое имя и прославися Твое Царство, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков».
С началом 2-й статии совершается малое каждение. (Малые каждения совершает священник с диаконом.) Вторая статия исполняется, как и первая. По окончании ее — малая ектения. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш, Иже на Престоле Славы Херувимстем почиваяй, и Тебе славу возсылаем со Безначальным Твоим Отцем и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
В начале 3-й статии, которая, по Уставу, поется на 3-й глас — малое каждение. По окончании 3-й статии — тропари воскресные, поемые по непорочных, глас 5-й: «Ангельский собор...» (с обычным припевом «Благословен еси, Господи...»). В это время совершается каждение всего храма.
Малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
По возгласе седален Триоди, глас 1-й: «Плащаницею чистою...». «Слава» — конец этого седальна, «И ныне» — ин седален, глас тот же: «Ужасошася лицы ангельстии...». Псалом 50-й. Священнослужители уходят в алтарь. Царские врата затворяются. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя...» не читается.
Канон Великой субботы, глас 6-й: «Волною морскою...» (ирмосы по дважды, тропари на 12). Припевы к тропарям: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Библейские песни не стихословятся.
Катавасия по каждой песни — ирмосы того же канона.
По 3-й песни — седален Триоди, глас 1-й: «Гроб Твой, Спасе...». «Слава, и ныне» — тот же седален.
По 6-й песни — кондак Триоди, глас 6-й: «Бездну заключивый...», и икос: «Содержай вся...».
На 9-й песни — каждение обычное («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Вместо светильна поется на 2-й глас: «Свят Господь Бог наш...» (трижды).
«Всякое дыхание...» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры Триоди (глас 2-й и глас 6-й) — 4. «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день тайно...», «И ныне» — Богородичен, глас 2-й: «Преблагословенна еси, Богородице Дево...».
Примечание. До пения великого славословия (обычно во время канона или хвалитных стихир) предстоятель облачается во все священнические одежды (без чтения молитв).
На пение «И ныне» хвалитных стихир отверзаются Царские врата, и священнослужители Царскими вратами выходят к Плащанице (предстоятель — в полном облачении). Возглас на славословие предстоятель произносит перед Плащаницей.
Примечание. По древним Уставам, во время пения хвалитных стихир Плащаницу уносили в алтарь и полагали на престоле. Во время великого славословия совершали каждение престола окрест трижды и через северные врата выносили Плащаницу на крестный ход. По окончании крестного хода Евангелие полагали на престол, а Плащаницу на уготованную гробницу; Евангелие читалось в алтаре, а не перед Плащаницей, как это принято сейчас повсеместно (см.: Булгаков С. В. Настольная книга священно-церковнослужителя. С. 616, примечание).
Поется великое славословие. Предстоятель с диаконом совершают троекратное каждение окрест Плащаницы. С началом пения Трисвятого все священнослужители совершают три земных поклона. Затем они подъемлют Плащаницу; предстоятель идет под Плащаницею с малым Евангелием на главе. Если служит один священник, то он поднимает Плащаницу и передает ее благоговейным мирянам, а сам с Евангелием входит под Плащаницу; или сам над главой своей несет Плащаницу, а Евангелие передает диакону или кому-либо из мирян. Совершается крестный ход вокруг храма. Во время крестного хода медленно поется «Святый Боже...», и бывает перезвон (от большого колокола к малым, но не наоборот), а когда шествие войдет в храм, полагается краткий трезвон.
По входе в храм Плащаницу подносят к Царским вратам. Предстоятель по окончании пения «Святый Боже...» возглашает, воздвизая Евангелие: «Премудрость, прости», и относит Плащаницу на середину храма. Совершается каждение окрест Плащаницы (трижды). В это время поется тропарь Триоди, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), гласовым распевом. Далее тропарь пророчества, глас 2-й: «Содержай концы...», «Слава» — конец тропаря, «И ныне» — весь тропарь. Диакон: «Вонмем».
Чтец — прокимен паримии Триоди, глас 4-й: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради Твоего»; стих: «Боже, ушима нашима услышахом, и отцы наши возвестиша нам». Диакон: «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иезекиилева чтение». Диакон: «Вонмем». И чтение паримии Триоди (Иезекииля). Диакон: «Вонмем». Чтец — прокимен, глас 7-й: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука Твоя, не забуди убогих Твоих до конца»; стих: «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем моим, повем вся чудеса Твоя». Диакон: «Премудрость». Апостол (составной) — 1 Кор., зач. 133. Аллилуиарий, глас 5-й: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его»; стих: «Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня»; стих: «Тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся». Евангелие — Мф., зач. 114 (по установившейся практике читается предстоятелем у Плащаницы). Ектении: «Рцем вси...» и «Исполним утреннюю...», и прочее по обычаю.
Великий отпуст произносится с амвона: «Иже нас ради человек и нашего ради спасения, страшныя Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плотию изволивый, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистая Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». По отпусте певцы поют многолетны, затем — стихиру Триоди на целование Плащаницы, глас 5-й: «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго...», и бывает целование Плащаницы.
Час 1-й (отпуст малый).
Отдельно совершаются часы 3-й, 6-й и 9-й и изобразительны. На всех часах — тропарь и кондак Триоди. Перед началом часов священнослужители совершают входные молитвы (перед Плащаницей), облачаются и начинают проскомидию. Блаженны без пения (как в Великий Четверток). «Лик Небесный...», «Слава» — «Лик святых ангел…», «И ныне» — «Ослаби, остави...», «Отче наш», кондак дня Триоди: «Бездну заключивый...», «Господи, помилуй» (12). «Всесвятая Троице...». Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть», и прочее по обычаю. Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог...».

Вечерня соединяется с Литургией свт. Василия Великого.
Примечание. По Уставу, вечерня с Литургией свт. Василия Великого начинается «о часе 10-м дне», т. е. по-нашему — около 4-х часов пополудни (см. Типикон, гл. 49, «Во Святую и Великую Субботу вечера»).
Возглас: «Благословенно Царство...». Обычное начало (с «Царю Небесный…»), псалом 103-й (священник читает светильничные молитвы). Великая ектения. Кафизмы нет.
«Господи, воззвах», глас 1-й. В это время заканчивается проскомидия, и совершается каждение всего храма. Стихиры Триоди на 8: воскресные, глас 1-й — 4, и Великой Субботы, глас 8-й — 4 (первая дважды). «Слава» — Триоди, глас 6-й: «Днешний день...», «И ныне» — догматик, глас 1-й: «Всемирную славу...».
Вход с Евангелием (перед Плащаницей). «Свете Тихий». «Вонмем». «Мир всем». «Премудрость». Прокимна нет. Царские врата затворяются, и тотчас начинается чтение 15 паримий. Сначала читаются 1–6 паримии (по установившейся практике — перед Плащаницей).
В конце 6-й паримии, на словах: «И рекоша глаголюще», Царские врата отверзаются. Чтец возглашает: «Поим Господеви». Певцы поют на 5-й глас: «Славно бо прославися». Чтец возглашает следующие стихи из песни пророка Моисея, песни на оба лика после каждого стиха поют: «Славно бо прославися». По прочтении всех стихов, чтец: «Слава». Певцы: «Славно бо прославися». Чтец: «И ныне». Певцы: «Славно бо прославися». И в заключение сам чтец поет: «Славно бо прославися». Царские врата затворяются. Читаются 7–15 паримии.
В конце 15-й паримии, на словах: «Благословен еси на тверди небесней, и препетый, и превозносимый во веки», Царские врата отверзаются, и поется песнь трех отроков с припевом: «Господа пойте и превозносите Его во веки» (в таком же порядке, как исполнялась по 6-й паримии песнь пророка Моисея); по окончании паримии — чтец: «Господа пойте и превозносите Его во веки». Певцы — тот же припев. Далее чтец возглашает стихи песни, а певцы к каждому стиху припевают: «Господа пойте и превозносите Его во веки». После 13-го стиха: «Да благословит земля» должно петь: «Господа да поет и превозносит Его во веки». После 34 стиха: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа» следует петь: «Господа поем и превозносим Его во веки». Затем чтец: «И ныне». Певцы: «Господа пойте и превозносите Его во веки». В заключение сам чтец поет: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви, поюще и превозносяще во вся веки».
Ектения малая. Возглас: «Яко Свят еси, Боже наш...». Вместо Трисвятого — «Елицы во Христа крестистеся...». Прокимен, глас 5-й: «Вся земля да поклонится Тебе и поет Тебе, да поет же имени Твоему, Вышний»; стих: «Воскликните Господеви, вся земля, пойте же имени Его».
Апостол — Рим., зач. 91 (по установившейся практике перед Плащаницей).
Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и сам поет: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; стих: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»; стих: «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?»; стих: «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте»; стих: «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его»; стих: «Не познаша, ниже уразумеша, во тьме ходят»; стих: «Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, вы же, яко человецы умираете и яко един от князей падаете». Певцы поют тот же припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», к каждому стиху 81-го псалма.
Во время пения «Воскресни, Боже...» Царские врата затворяются и закрывается завеса, священнослужители переоблачаются в белые ризы, и все темные облачения в храме заменяются светлыми. К чтению Евангелия Царские врата открываются.
Евангелие (читается диаконом перед Плащаницей, а иереем без диакона — на престоле) — Великой Субботы (Мф., зач. 115).
И далее — по чину Литургия свт. Василия Великого.
Вместо «Херувимской» — «Да молчит всякая плоть человеча...».
Задостойник — ирмос 9-й песни: «Не рыдай Мене, Мати...».
Причастен — «Воста яко спя Господь, и воскресе спасаяй нас».
Отпуст Литургии: «Христос, Истинный Бог наш...». Произносить воскресный отпуст: «Воскресый из мертвых, Христос...» не следует, ибо это не соответствует смыслу богослужения Великой Субботы.
Примечание. В старопечатных Служебниках для Литургии Великой Субботы имелся особый отпуст: «Иже нас ради и нашего ради спасения, смирив Себе и в нашу нищету облечеся и волею Страсти претерпе и смерть вкусив и во гробе положивыйся, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».
После отпуста совершается благословение хлебов и вина. Уготованный столец с хлебами и вином поставляется перед Плащаницей, в некотором отдалении от нее, так, чтобы вокруг него можно было совершить каждение. По установившейся практике столец с хлебами поставляется на солее. По обычаю поются тропари: «Благообразный Иосиф...», «Слава» — «Егда снизшел еси...», «И ныне» — «Мироносицам женам...». Диакон совершает троекратное каждение окрест стола с хлебами, затем возглашает: «Господу помолимся», певцы: «Господи, помилуй», и иерей читает молитву:
«Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови хлебы сия и вино, и умножи сия во граде сем (или в веси сей, или во святей обители сей), и во всем мире Твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Безначальным Твоим Отцем, и Всесвятым, и Благим, и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков».
Певцы: «Аминь».
Хлебы раздробляются и раздаются верующим.
На трапезе разрешается пища без растительного масла и вино.
Если освящение куличей и пасок совершается до Светлой заутрени, то при этом следует петь только воскресный тропарь 2-го гласа: «Егда снизшел еси к смерти...».
После уборки храма начинается «чтение великое в Деяниях святых апостолов от начала». Чтец: «Деяния святых апостол благослови, отче, прочести». Иерей: «Молитвами святых апостол, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Чтец: «Аминь», и начинает чтение.
Аналой для чтения Деяний поставляется перед Плащаницей.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me