Православные храмы

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…

Храм преподобного Романа Сладкопевца (при поликлинике больницы № 11 Голосеевского района)

Больничная часовня, ныне превращена в церковь. Находится во дворе…

Публикации

Н. С. Лесков: Христос в гостях у мужика

Настоящий рассказ о том, как Сам Христос приходил на Рождество к мужику в гости…

“Взыскуя солнцезрачных истин...” Харьковский Собор — предпосылки и последствия.

Десять лет, прошедшие со времени Харьковского Архиерейского Собора Украинской…

Святые новомученики Холмские и Подляшские

В ХХ веке Холмская и Подляшская земли стали местом великого страдания, местом…

Великий Понедельник. Мчч. Феодула и Агафопода и иже с ними.
Литургия Преждеосвященных Даров.

В Неделю ваий вечера читается 9-й час по обычаю.

На вечерне — кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры Триоди, глас 8-й — 6, те же, что пелись на стиховне в Неделю ваий (каждая стихира — дважды). «Слава» — Триоди, глас 8-й: «Радуйся и веселися...», «И ныне» — Триоди, глас тот же: «На Херувимех носимый...».
Вход. «Свете Тихий». Прокимен дня (а не великий), глас 8-й: «Се ныне благословите Господа...» (со стихом). Читается: «Сподоби, Господи». Ектения: «Исполним вечернюю...» (великопостным распевом).
На стиховне стихиры самогласны Триоди (глас 2-й, глас 3-й и глас 7-й со своими припевами). «Слава» — Триоди, глас 2-й: «От ветвий и ваий...», «И ныне» — Триоди, глас 3-й: «Страшно еже впасти в руце Бога Жива...».
«Ныне отпущаеши». Трисвятое по «Отче наш». По возгласе иерея певцы поют тропари, глас 4-й: «Богородице Дево...» (поклон). «Слава» — «Крестителю Христов...» (поклон), «И ныне» — «Молите о нас, святии апостоли...» (поклон). Затем — «Под Твое благоутробие...» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Иерей: «Господи и Владыко живота моего...» (с тремя поклонами). После третьего поклона — «Слава Тебе, Христе Боже...» и отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть, нашего ради спасения, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец» (во всю Страстную седмицу святые храма и дня на отпустах суточных служб не поминаются, кроме имени святого составителя Литургии), после этого хор поет многолетны: «Великаго Господина...».
Повечерие малое, с пением трипеснца св. Андрея Критского (1-я, 8-я и 9-я песни). Ирмосы по дважды, тропари — сколько есть (без повторений). В заключение каждой песни опять тот же ирмос (на катавасию).
По 1-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 4-й: «Смоковницы осуждение...».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — вместо обычных тропарей и кондаков — кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...» (см. на утрени Великого Понедельника), «Господи, помилуй» (40), молитва: «Иже на всякое время...» и далее по великопостному чину с молитвой прп. Ефрема Сирина (16 поклонов). Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш...» (а не «Грядый Господь на вольную страсть...») и прощение от священника по обычаю, ектения: «Помолимся...».

Утреня. Начало обычное. По великой ектении поем: «Аллилуиа», глас 8-й.
Тропарь, глас 8-й: «Се Жених грядет в полунощи...». «Слава» — тот же тропарь, «И ныне» — тот же тропарь.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я и седальны после каждой из них (малых ектений нет).
Примечание. В Страстную седмицу Псалтирь прочитывается полностью только один раз: в первые три дня (понедельник, вторник и среду) на утрени читаются три кафизмы, на часах (3-м и 6-м) — две, на 1-м и 9-м часах кафизм не бывает. На вечернях читается 18-я кафизма. В Великую Субботу на утрени стихословится 17-я кафизма (непорочны) с похвалами (см. Постную Триодь, ч. 2, л. 395).
Во время чтения 3-й кафизмы иерей облачается в фелонь, отверзает Царские врата, совершает с диаконом каждение всего храма. После седальна «И о сподобитися нам» и далее читает Евангелие в алтаре (на престоле) — Мф., зач. 84 (конец — в зачале 88: «И дастся языку, творящему плоды его»). После окончания Евангелия Царские врата затворяются. Таким порядком совершаем чтение Евангелия и в Великий Вторник и в Великую Среду.
Псалом 50-й. «Спаси, Боже, люди Твоя...», «Господи, помилуй» (12), возглас: «Милостию и щедротами...». Певцы: «Аминь».
Трипеснец Триоди, глас 2-й. Ирмосы по дважды, тропари на 12. Библейские песни не стихословятся в течении Страстной и Светлой седмиц. К тропарям припев: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». (Этот припев — во всю Страстную седмицу.) После каждой песни на катавасию — ирмос трипеснца (оба лика вместе).
По 1-й песни — малая ектения. Возглас: «Ты бо еси Царь мира...». Кондак Триоди, глас 8-й: «Иаков рыдаше...», и икос, глас тот же: «На рыдание ныне приложим рыдание...». Поется ирмос 8-й песни: «Устрашися отроков...».
На 9-й песни — каждение («Честнейшую» не поем).
По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Малая ектения. Возглас: «Яко Тя хвалят...». Ексапостиларий: «Чертог Твой...». «Слава» — тот же, «И ныне» — тот же.
Примечание. «Светилен самогласен, глаголется трижды (косно и со сладкопением — см.: Триодь Постная): «Чертог Твой вижду…». Поется же первее посреде церкви канонархом единожды. Та же, Слава, на клиросе; И ныне, на другий. И тако глаголем во всю седмицу» (Типикон, гл. 49, «Во Святый и Великий Понедельник на утрени»).
Хвалитные псалмы.
На хвалитех самогласны Триоди (глас 1-й и глас 5-й) — 4 (каждую стихиру дважды). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 5-й: «Господи, грядый ко страданию...».
Читается «Слава Тебе, показавшему нам свет» («Тебе слава подобает...» не произносится) и вседневное славословие.
Стихиры на стиховне Триоди, глас 5-й и глас 8-й (с обычными дневными припевами, см. Часослов). «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...».
Чтец: «Благо есть...» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». По возгласе чтец — тропарь: «В храме стояще славы Твоея...», «Господи, помилуй» (40). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним...». Иерей пред Царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небесный Царю...». Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час.
1-й час по великопостному чину. Кафизмы нет. Тропарь часа «Заутра услыши…» (со стихами). По «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст: «Грядый Господь на вольную Страсть...» (святые храма и дня не поминаются).
Часы, изобразительны, вечерня и Литургия Преждеосвященных Даров.
Часы 3-й, 6-й и 9-й совершаются по великопостному чину с великопостными тропарями и поклонами. На 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я, паримия Триоди (Иезекииля) с тропарем пророчества и прокимнами (по обычаю); на 9-м часе кафизмы нет. На всех часах и изобразительных по «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...».

Особенности часов в первые три дня Страстной седмицы


В понедельник, вторник и среду Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах читается Четвероевангелие. Во время чтения кафизмы на 3-м часе посреди церкви поставляется украшенный аналой, отверзаются Царские врата, и иерей, в преднесении свечи и кадила, выносит на середину храма Евангелие. (Иерей должен быть облачен в епитрахиль и фелонь.) Положив Евангелие на аналой, за которым ставится возжженный светильник, иерей с диаконом совершает каждение окрест Евангелия, затем — алтаря, иконостаса, настоятеля, ликов, молящихся и всего храма. Во время чтения псалмов 6-го часа совершается малое каждение, т. е. кадится Евангелие (окрест), иконостас, настоятель, лики и народ (с амвона). На 9-м часе совершается полное каждение храма, как и на 3-м.
Вынесенное Евангелие остается на середине храма на время чтения всех часов, иерей стоит перед ним и здесь же по обычаю произносит тропари часов и молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами.
Евангельские чтения начинаются на 3-м и 9-м часах после Богородична часа, а на 6-м — после паримии и 2-го ее прокимна Триоди. Всех евангельских чтений — 9. Евангелие от Матфея делится на две части и читается на 3-м и 6-м часах в понедельник. Евангелие от Марка также поделено на две части и читается в понедельник на 9-м часе и во вторник на 3-м. Евангелие от Луки делится на три части и читается во вторник на 6-м и 9-м часах и в среду на 3-м. Евангелие от Иоанна читается не полностью, до 1-го Евангелия Страстей («Ныне прославися Сын Человеческий...») — первое чтение в среду на 6-м часе и второе на 9-м.
Перед первым чтением евангелиста диакон произносит возглас: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...». Певцы: «Господи, помилуй» (трижды). Диакон: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Иерей: «Мир всем». Певцы:
«И духови Твоему». Иерей: «От (имя рек) Святаго Евангелия чтение». Певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Диакон: «Вонмем». Иерей читает Евангелие, в конце певцы: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Перед вторым или третьим чтением того же евангелиста возглас: «И о сподобитися нам слышанию Святаго Евангелия...» не произносится, но только: «Премудрость, прости, услышим Святаго Евангелия». Перед чтением нового евангелиста означенные молитвословия повторяются, т. е. со слов: «И о сподобитися нам...», и далее порядок тот же.
После чтения Евангелия на 9-м часе иерей уносит Евангелие в алтарь. Царские врата и завеса закрываются.
По указанию Типикона, Евангелия от Матфея, Марка и Иоанна делятся каждое на две части, а Евангелие от Луки — на три (см. Типикон, гл. 49, «Во святый и великий понедельник на утрени», 2-е «зри»). В соответствии с этим указанием они, например, могут быть разделены так:

Понедельник
На 3-м часе — Мф., зач. 1-66 (1, 1–16, 12).
На 6-м часе — Мф., зач. 67-116 (16, 13–28, 20).
На 9-м часе — Мк., зач. 1-39 (1, 1–9, 16).
Вторник
На 3-м часе — Мк., зач. 40-71 (9, 17–16, 20).
На 6-м часе — Лк., зач. 1-38 (1, 1–8, 39).
На 9-м часе — Лк., зач. 39-82 (8, 40–16, 18).
Среда
На 3-м часе — Лк., зач. 83-114 (16, 19–24, 53).
На 6-м часе — Ин., зач. 1-26 (1, 1–7, 36).
На 9-м часе — Ин., зач. 27-46 (7, 37–13, 32).
Если Евангелия первых трех евангелистов прочитаны ранее, то Евангелие от Иоанна на Страстной седмице следует читать приблизительно в таком порядке:
Понедельник
На 3-м часе — Ин., зач. 1-7 (1, 1–2, 25).
На 6-м часе — Ин., зач. 8-12 (3, 1–4, 46).
На 9-м часе — Ин., зач. 13-18 (4, 47–6, 13).
Вторник
На 3-м часе — Ин., зач. 19-25 (6, 14–7, 13).
На 6-м часе — Ин., зач. 26-30 (7, 14–8, 30).
На 9-м часе — Ин., зач. 31-34 (8, 31–9, 38).
Среда
На 3-м часе — Ин., зач. 35-38 (9, 39–10, 42).
На 6-м часе — Ин., зач. 39-41 (11, 1–12, 18).
На 9-м часе — Ин., зач. 42-46 (12, 19–13, 32).

Изобразительны совершаются обычным великопостным порядком. После «Отче наш» — кондак Триоди: «Иаков рыдаше...». Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...». Святые храма и дня на отпусте не поминаются. (Изобразительны в Понедельник и Вторник Страстной седмицы могут завершаться и обычным малым отпустом).

Вечерня с Литургией Преждеосвященных Даров по обычному чину.
Кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» стихиры Триоди (глас 1-й, глас 5-й и глас 8-й из стихир на хвалитех и стихир на стиховне) — 10. «Слава, и ныне» — Триоди, глас 8-й: «Вторую Еву...».
Вход с Евангелием. «Свете Тихий». Чтение двух паримий (1-й прокимен, глас 6-й: «Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима»; стих: «Блажени вси боящиися Господа, ходящии в путех Его». 2-й прокимен, глас 6-й: «Благословихом вы во имя Господне»; стих: «Множицею брашася со мною от юности моея»).
По «Да исправится молитва моя...» и молитве прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами) диакон исходит с Евангелием через Царские врата на амвон. Диакон (или иерей): «Премудрость, прости...» и т. д. (если нет диакона, священник читает Евангелие на престоле). Евангелие — Мф., зач. 98. Ектения: «Рцем вси...», и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров. Отпуст: «Грядый Господь на вольную страсть...» (из святых поминается только свт. Григорий Двоеслов, а святые храма и дня на отпусте не поминаются).
Примечание. «На трапезе же ядим сухоядение, и сим удовляемся. И якоже в 1-ю седмицу святаго сего поста, сице и в сия дни: в Великий Понедельник, во Вторник и в Среду поститися подобает» (Типикон, Великий Понедельник вечера, 2-е «зри»). «Ведати бо подобает, яко и Шестый Великий Собор повеле спасительныя Страсти дни в посте и молитве и умилении сердца сотворяти верным. В полунощи же Великия Субботы оставляти пост, божественным евангелистом, Матфею и Луце, овому убо позде в субботу глаголанием, овому же утром глубоким медлемое нам нощи написующим» (Типикон, «Великий Понедельник вечера», 3-е «зри»).
Великое повечерие (в понедельник вечером) с тропарями обычными.
По «Слава в вышних Богу...» — трипеснец, творение прп. Андрея Критского, глас 8-й (песни 2-я, 8-я и 9-я), ирмосы по дважды, тропари без повторений. Катавасия — ирмос трипеснца (2-я песнь имеет два ирмоса, поэтому первый ирмос поется дважды в начале, а на катавасию — второй ирмос).
По 2-й песни — «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне» — седален, глас 2-й: «Милосердием движим, Христе...».
Перед катавасией 8-й песни поется: «Хвалим, благословим, покланяемся Господеви...».
По катавасии 9-й песни («Достойно есть» не поется) и Трисвятом — кондак Триоди, глас 2-й: «Час, душе, конца помысливши...» (см. на утрени Великого Вторника).
После кондака — «Господи Сил, с нами буди...» и прочее по обычаю. Молитва прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Молитва: «Владыко Многомилостиве...» по обычаю. Чин прощения и ектения: «Помолимся...».

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me