Православные храмы

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Свято-Троицкий храм Китаевой пустыни

Согласно преданию, Китаевская пустынь была основана в ХІІ столетии…

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…
Публикации

Экзамен на милосердие

Шефство над сиротами, онкобольными детьми, оставленными на произвол судьбы…

Про зарозумілість і самохвальство

Духовна гордість губить багатьох. Через неї люди часто не тільки втрачають…

Европа хочет снова поверить в Бога

На Мальте состоялась конференция “Религия и образование: возможность развития…

Молитва

Молитва является первой ступенькой духовной жизни. Но давайте вернемся ко Крещению и к тому, что если после него не начнется церковная жизнь, то само Крещение будет недейственным. В чем же заключается церковная жизнь?

Если церковная жизнь — это лестница, по которой мы поднимаемся к Богу, то первой ее ступенькой является молитва. Казалось бы, все просто: молитва — это первый признак духовной жизни. Но не всякую молитву Бог принимает как молитву верующего.

Иногда человек говорит: “Ну, вообще-то в Бога я верю”. — Спрашиваю: “А вы молитесь?” — “Ну, конечно. В храм хожу по праздникам. И так просто захожу, свечки ставлю, когда жена заболеет или что-нибудь случится”. — “А каждый день, утром и вечером, получается молиться?” — “Ну нет, каждый день не получается, все дела, суета, знаете ли. А вообще-то в Бога я верю”.

На самом деле, как только человек сказал, что он не молится каждое утро и каждый вечер, то тем самым практически признался, что он безбожник, несмотря на то, что наивно продолжает считать себя верующим. “Какой же я безбожник?! Что вы меня безбожником обзываете?! Я же верю, что Бог есть, заповеди стараюсь соблюдать!”. Хотя возмущаться особенно нечего. Безбожники бывают разные — бывают воинствующие, которые храмы разрушали, но не о них сейчас идет речь. Я говорю о “пассивных” безбожниках, о тех, что живут без Бога.

На самом деле, чтобы называться верующим, очень мало верить в то, что Бог есть. В Священном Писании говорится, что “и бесы веруют, и трепещут” (Иак. 2: 19). Они тоже знают, что Бог существует. Более того, они знают о Боге гораздо больше, чем любой богослов, ибо помнят многие дела и чудеса Божии, на “своей шкуре” испытали Его силу и могущество. Но ведь христианами их не назовешь!

Я, например, верю, точнее, даже знаю, что в моем городе живет Иван Иванович Иванов. Но живу я без него, — он сам по себе, а я сам по себе. Так же можно жить по отношению к Богу. Верить, что Он есть, но жить без Него.

Как можно проиллюстрировать разницу между настоящим верующим и “пассивным” безбожником? Приведу такой пример. Я могу жить со своей родной мамой под одной крышей. Как мы будем общаться? Часто! Вставая с постели, я должен буду говорить: “Доброе утро, мама!”, а, ложась спать, — “Спокойной ночи, мама!”. Если я не сделаю этого, мама подумает: “Странно, мой сын на меня обиделся и не хочет разговаривать”. Если же мы с мамой будем жить в соседних городах, то общаться будем уже по-другому. Например, раз в неделю созваниваться, а раз в месяц я буду приезжать в гости. И каждое утро, вставая с постели, я вряд ли буду бежать к телефону, чтобы сказать маме: “Доброе утро!”.

Так же и в отношении к Богу. Если я с Ним, то каждое утро буду читать утренние молитвы, а каждый вечер — вечерние. Это будет самое естественное движение души. Встал, и уже чувствуешь, что Господь где-то рядом, и сразу же молишься, ведь “Доброе утро!” Богу не скажешь. Так же немыслимо и лечь спать без молитвы, если знаешь, что Бог рядом. Когда же человек понимает, что Бог есть, но думает: “Господь где-то там, на седьмом небе, а я здесь, на грешной земле”, — то молится раз в неделю, а в храм заходит раз в месяц.

Так что первый шаг к Богу — это ежедневная молитва. Причем обязательно каждое утро и каждый вечер.

Конечно, человек не сразу начинает молиться ежедневно. Первое время он заставляет себя делать это, иногда пропускает молитвы, часто забывает о них. Но постепенно они становятся естественным движением души. И самое главное, что это не просто привычка — мы начинаем жить с Богом.

Ежедневная молитва очень важна — уже одна она начинает постепенно менять жизнь человека. Ведь если я живу с Богом, то живу иначе. Что мне мешает включить телевизор в 12 часов ночи, когда будут показывать явно непристойный фильм? Дверь закрыта на замок, занавески задернуты, меня никто не видит, я никому не делаю плохо. Если Бога рядом нет, то ничто мне не мешает. А если я живу с Богом, то не смогу спокойно смотреть такой фильм, ибо это Ему противно. Верующий человек должен сгорать от стыда перед Богом за каждый свой грех.

С одной стороны, жизнь с Богом полна ограничений или, точнее, самоограничений — одного нельзя, другого. Но это не значит, что церковная жизнь — это жизнь человека, задавленного запретами. Есть и другая сторона, поэтому жизнь верующего человека — напротив, очень светлая и радостная. Ведь нам нечего бояться. Если Бог рядом, то что бы ни случилось, нам не страшно.

А насчет “задавленности” ограничениями можно сказать следующее. Мы “задавлены” законами физики или химии: с балкона не прыгай, яд не пей, газ не оставляй открытым. Мы знаем, чем это грозит. Так же и в духовной жизни. Христианин вовсе не задавлен заповедями Божиими, а относится к ним, как к предупреждениям о последствиях, которые могут наступить при несоблюдении духовных законов. Господь не столько запрещает, сколько предупреждает: не блуди, иначе не сможешь полюбить, не лги, иначе потеряешь совесть, не воруй, иначе душа очерствеет.

Символ веры

Это древнее изложение веры было составлено на I и II Вселенских Соборах (325–381 гг.) для того, чтобы на века запечатлить учение Церкви, сохранив его от ложных толкований и искажений.

Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Заповеди Моисея

Господь дал эти Заповеди Моисея, а в его лице и всем, кто верует в Истинного Бога, чтобы оградить их от зла, дать верный ориентир в мире нравственных ценностей.

1. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай (в них) всякие дела твои, а день седьмый — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмый почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
5. Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его) ничего, что у ближнего твоего.

Заповеди блаженства

Христос дополнил Закон Моисея, сделал его совершенным и более требовательным к человеку, чтобы человек мог достичь высот совершенства — святости.

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Молитва Господня

Эту молитву оставил Христос как образец христианской молитвы, верное расположение ума и сердца человека, обращенного к Богу.

Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится Имя Твое;  да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.

Молитва Иисусова

Многовековая история святости христианских подвижников благочестия основана на непрестанной молитве к Богу.

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного.

Молитва “Богородице Дево”

Свое первое чудо Христос совершил по просьбе Матери — Пресвятой Богородицы. К Ней мы обращаемся со словами приветствия, которые принес Ей Архангел Гавриил.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Молитвы Ангелу Хранителю

Верным спутником христианина является невидимый светлый дух — Ангел Хранитель, день и ночь охраняющий человека от сил зла.

Утром.
Святый Ангеле, предстояй окаянней моей души и страстней моей жизни, не остави мене грешного, ниже отступи от мене за невоздержание мое. Не даждь места лукавому демону обладати мною, насильством смертнаго сего телесе; укрепи бедствующую и худую мою руку и настави мя на путь спасения. Ей, святый Ангеле Божий, хранителю и покровителю окаянныя моея души и тела, вся мне прости, еликими тя оскорбих во вся дни живота моего, и аще что согреших в прешедшую нощь сию, покрый мя в настоящий день, и сохрани мя от всякаго искуше-ния противнаго, да ни в коем гресе прогневаю Бога, и молися за мя ко Господу, да утвердит мя в страсе Своем и достойна пока-жет мя раба Своея благости. Аминь.

Вечером.
Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего! Вся ми прости, елика согреших во днешний день, и от всякаго лукавствия противнаго ми врага избави мя, да ни в коемже гресе прогневаю Бога моего. Но моли за мя, грешнаго и недостойнаго раба, яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.
 
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu