Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…

Храм преподобного Симеона Столпника (в Петропавловской Борщаговке)

Время возникновения Петропавловского монастыря на Борщаговке не…

Свято-Троицкая церковь Ионинского монастыря

Первую деревянную Свято-Троицкую церковь в 1864 г. построил насельник…
Публикации

Иконография Введения во храм Пресвятой Богородицы

Изображение Введения Пресвятой Богородицы во храм первоначально известно в…

Вознесение Господне

Сорок дней после Своего славного Воскресения Господь наш Иисус Христос пребывал…

Чудеса Православної Церкви

Доказом того, що наша Церква є істинною, святою і православною, є те, що в…

Поведение в храме

Православный храм — это место особенного присутствия Бога на земле. Вести себя в храме нужно благоговейно, так, чтобы не оскорбить величие святыни, не навлечь на себя гнев Божий.

Приходить к службе надо заблаговременно, за 5–10 минут. Входя перекреститься и сделать поясной поклон. При входе мужчины снимают головные уборы. Женщины входят в храм с покрытой головой, одетые соответственно своему полу. Одежда должна быть пристойной и опрятной. В храме нельзя говорить громко, вообще разговоры в храме нужно ограничить до предела. Преподобный Амвросий Оптинский поучает: “Разговаривающим в храме посылаются скорби”.

Без нужды не следует ходить по храму. Ставить свечи и прикладываться к иконам нужно так, чтобы не мешать другим молящимся. Придя в храм с детьми, нельзя позволять им бегать, шалить и смеяться. С плачущим ребенком лучше на время выйти из храма и успокоить его.

Сидеть в храме позволяется только по причине болезни или сильного утомления. Нельзя сидеть, закинув ногу на ногу.

В церковной ограде, т. е. на территории храма, нельзя курить.

Нельзя входить в храм с животными или птицами.

Категорически возбраняется ходить и разговаривать во время чтения Евангелия, пения “Херувимской песни” и Евхаристического канона на Литургии (от Символа веры до “Отче наш”).

Делать замечание ближнему, который нарушил правила благоповедения, нужно негромко и очень деликатно. Если мы чувствуем, что без раздражения не сможем сделать замечание, лучше вообще воздержаться от этого, но про себя помолиться о вразумлении ближнего.

Наконец, нужно оставаться в церкви до полного окончания богослужения. Уходить раньше времени можно лишь по немощи или в случае крайней необходимости, но только не во время чтения Евангелия и совершения Евхаристии.

Свеча

Что обычно делает человек, переступающий порог храма? В девяти случаях из десяти — подходит к свечному ящику. С маленькой восковой свечки начинается наше практическое христианство, вхождение в Церковь. Невозможно представить себе православный храм, в котором не возжигают свечей...

Толкователь Литургии блаженный Симеон Солунский (XV в.) говорит, что чистый воск означает чистоту и нескверность людей, его приносящих. Он приносится в знак нашего раскаяния в упорстве и самоволии. Мягкость и поддатливость воска говорит о нашей готовности послушания Богу. Горение свечи означает обожение человека, его превращение в новую тварь действием огня Божественной любви.

Кроме того, свеча — это свидетельство веры, причастности человека к Божественному Свету. Она выражает пламень нашей любви ко Господу, Матери Божией, Ангелам или святым. Нельзя ставить свечу формально, с холодным сердцем. Внешнее действие должно сопровождаться молитвой, хотя бы самой простой, своими словами.

Возжженная свеча является атрибутом многих церковных таинств и треб. Ее держат в руках новокрещенные и сочетающиеся Таинством Брака. Среди множества горящих свечей совершается чин отпевания.

Нет обязательных правил, куда и сколько ставить свечей. Их приобретение — малая жертва Богу, добровольная и необременительная. Дорогая большая свеча вовсе не благодатнее маленькой.

Те, кто часто посещают храм, стараются по возможности поставить несколько свечей: к праздничной иконе, лежащей на аналое посреди церкви; к образу Спасителя или Богородицы — о здравии своих близких; ко Кресту на прямоугольный подсвечник (канун) — о упокоении усопших. Если желает сердце, можно поставить свечу любому святому или святым.

Бывает так, что в подсвечнике перед иконой нет свободного места, т. к. все заняты горящими свечами. В этом случае не стоит ради собственной свечи гасить другую, лучше просто подождать, пока не освободится место или положить свечу на подсвечник, чтобы ее поставили позже. Не нужно смущаться, если погасили вашу недогоревшую свечу — жертва уже принята Богом.

Не нужно слушать разговоры о том, что свечу следует ставить только правой рукой; что, если она потухла, значит будут несчастья; что нельзя опалять нижний конец свечи для устойчивости в лунке и т. д. Околоцерковных суеверий много, но все они бессмысленны.

Горение человеческого сердца благоугоднее Богу, чем восковая свеча. Наша духовная жизнь, участие в богослужениях не ограничиваются свечой. Она не избавляет от грехов, не соединяет с Богом, не дает сил к невидимой брани. Свеча полна символического значения, но нас спасает не символ, а подлинная сущность — Божественная благодать.

Церковная записка

При подаче поминальных записок соблюдайте следующие правила:

1. Вверху начертайте крест. Озаглавьте записку — “о здравии” или “о упокоении”.
2. Пишите разборчивым, крупным почерком.
3. Имена пишите в родительном падеже (вопрос “кого?”).
4. Указывайте полное православное имя, даже если поминаете детей (например, не Сережи, а Сергия, не Полины, а Аполлинарии).
5. Перед именами священнослужителей указывайте их сан, полностью или в понятном сокращении (например, архиеп. Никона, иерея Петра).
6. Ребенок до 7 лет называется младенцем, от 7 до 15 лет — отроком (отроковицей).
7. Не надо указывать фамилии, отчества, титулы, профессии поминаемых и их степени родства по отношению к вам.
8. Однако допускается включение в записку слов: “воина”, “монаха”, “скорбящего”, “болящего”, “путешествующего”, “заключенного”, “учащегося”, “заблудшего”.
9. Не писать: “страждущего”, “озлобленного”, “девицы”, “вдовицы”, “беременной”.
10. В записках о упокоении отметьте “новопреставленного” (усопший в течение 40 дней по кончине), “приснопоминаемого” (усопший, имеющий в этот день памятные даты), “убиенного”.
11. За тех, кого Церковь прославила в лике святых (например, блаженную Ксению), молиться уже не нужно.

В храме за богослужением поминают только крещенных в Православной Церкви. На Литургии можно подать записки о здравии и упокоении на: 1) проскомидию — первую часть Литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, впоследствии с молитвой о прощении грехов поминаемых опускаемые в Чашу, где омываются Кровью Христовой; 2) ектению — поминовение во всеуслышание. Его обычно совершает диакон. По окончании Литургии ектенийные записки во многих храмах поминаются вторично, на требах. Также можно подать записку на молебен или панихиду.

Как правильно совершать крестное знамение

Сила крестного знамения необычайно велика. Часто в житиях святых находим рассказы о том, как бесовские нападения рассеивались после осенения крестом. И наоборот, те, кто небрежно, суетливо и невнимательно крестится, попросту радуют бесов.

Святитель Василий Великий писал: “В церкви все благообразно и по чину да бывает”. Крестное знамение — видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекреститься, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Вспомним из Евангелия: “Верный в малом и во многом верен” (Лк. 16: 10).

К сожалению, иногда приходится наблюдать, как верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся небрежно: один машет рукой вокруг себя, будто мух отгоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, а осыпает себя солью; третий — со всего размаху вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеча, опуская где-то возле шеи.

Как же нужно правильно креститься? Нужно сложить вместе три первых пальца правой руки, что символизирует единство Святой Нераздельной Троицы. Два других пальца (безымянный и мизинец) — плотно пригнуть к ладони, символизируя две природы Иисуса Христа — Божественную и человеческую.

Вначале сложенные персты поставляются на чело (лоб), для освящения ума; затем на чрево (живот) — для освящения чувств; после этого — на правое плечо, а затем — на левое, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Еще одна распространенная ошибка — поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

В некоторых книгах при описании крестного знамения нижний конец креста предлагается полагать на грудь. Это неверно, ибо в таком случае крест получается перевернутым.

Крестное знамение сопровождает верующего повсюду: мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя из дому и входя в храм, перед и после вккушения пищи. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе — спасительно и душеполезно.
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu