Православные храмы

Храм Боголюбской иконы Божией Матери (в детской инфекционной больнице)

Первый молебен служили 10 / 23 февраля 2009 г. Первую Литургию…

Храм Рождества Богородицы (в «Царском Селе»)

Строительство храма началось 26 марта / 8 апреля 2008 г. Первую…
Публикации

Різдвяний піст

Різдвяний піст, який ще зветься Филипівка, починається наступного дня після…

Великий пост

Самый Великий Пост длится 40 дней — от Чистого Понедельника до пятницы Шестой…

Мать и дитя. Социальное служение Православной Церкви

Не случай руководит миром, а Божий Промысл, который всегда непрестанно посылает…

Пост

Прекрасен пост, потому что грехи наши он подавляет, как сорную траву, а правду, как цвет, поднимает и растит... Святитель Иоанн Златоуст

Почему мы должны поститься?

“Постное время светло начнем!” Стихира на вечерне

Многие в наше время задают этот вопрос: “Почему Церковь требует, чтобы мы постились?”.

Но пост необходим и для души, и для тела. Мы все унаследовали больное естество от наших прародителей Адама и Евы. Они нарушили Богом данную им заповедь не вкушать плода от древа познания. С самым первым грехом мир нарушился, в него пришли болезни и смерть. И сами мы продолжаем грешить, омрачая свою душу. А от этого нарушается и наше здоровье, тесно связанное с душою. Вот попечительная Мать наша — Святая Церковь — и предлагает нам необходимый курс лечения: Великий пост, как своего рода “духовную лечебницу”.

Протестантские и сектантские воззрения на пост заключаются в том, что он совсем не нужен и бесполезен. Чаще всего при этом ссылаются на слова Христа Спасителя, сказанные книжникам и фарисеям: “Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст” (Мф. 15: 11). Но ведь это было сказано совсем не о посте. Мы постимся вовсе не потому, что боимся оскверниться пищей, а для того, чтобы подвигом воздержания обуздать свои греховные страсти и послужить Богу, оказав послушание Церкви, установившей пост. Грех нарушения поста — не в осквернении пищей, а в непослушании Церкви.

Итак, пост установил Сам Господь Бог еще в раю (см.: Быт. 2: 16–17). Через весь Ветхий Завет проходит подвиг поста (см.: Исх. 24: 18; 3 Цар. 19: 8; Иудифь 4: 13; 8, 6; 2 Пар. 20: 3; Неем. 1: 4; 9: 1–3; 1 Езд. 10: 6; 2 Мак. 6: 18; 7). Важность и необходимость святых постов утверждается и на основании книг Священного Писания Нового Завета. Сам Господь Иисус Христос, пред Своим выходом на великое дело служения роду человеческому, 40 дней и 40 ночей провел в пустыне в строгом посте.

Но следуя Спасителю, все мы должны понимать, что истинный пост — не цель, а средство смирить свою плоть и очиститься от грехов.

Пост телесный без поста духовного ничего не приносит для спасения души. Без молитвы и покаяния, без воздержания от страстей и пороков, искоренения злых дел, прощения обид, воздержания в супружеской жизни, исключения увеселительных и зрелищных мероприятий — пост становится всего лишь диетой.

Как поститься в великий пост

Великий пост начинается за семь недель до праздника Святой Пасхи и состоит из Четыредесятницы и Страстной седмицы. Четыредесятница установлена в воспоминание жизни Господа Иисуса Христа на земле и в честь сорокадневного пребывания в постном подвиге в пустыне Самого Спасителя, а Страстная седмица посвящается воспоминанию последних дней земной жизни, страданий, смерти и погребения Иисуса Христа.

Православная Церковь, предписывая хранить весь Великий пост, издревле установила проводить с особой строгостью первую и Страстную седмицы.

В первые два дня первой седмицы установлен наиболее строгий пост — полное воздержание от пищи. В остальные дни Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней, растительная пища принимается один раз, без масла, в вечернее время.

В субботние и воскресные дни разрешается вареная растительная пища, с маслом, дважды в день.

Вкушение рыбы разрешается только в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (если он не приходится на Страстную седмицу) и в день Вербного воскресенья. В Лазареву субботу разрешается рыбная икра.

В Страстную седмицу — сухоядение, а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи.

Пост неправильный

Если вы чувствуете какое-либо ослабление здоровья и трудоспособности при посте, это говорит уже о его неправильности и превышении его нормы.

Если вы встаете из-за стола с чувством, что переели (даже постную пищу) — это неправильно. Во всем нужно соблюдать умеренность.

Если вы балуете себя во время поста пусть постными, но деликатесами, вы предаетесь греху чревоугодия. Из древних источников до нас дошли благословения опытных духовников, церковных писателей и проповедников, “потреблять пищу и питие, не причиняющие мятежа телесного и духовного; вина горячего не держати и не пити; обжорство с пиянством — наипачий грех”. Святой Максим Исповедник подчеркивал: “Не пища зло, а чревоугодие”.

Если пост становится самоцелью, т. е. он тешит наше тщеславие, и мы начинаем считать себя лучше других — тогда пост делается для подвижника орудием самоубийства души: самомнение в постящемся всегда соединено с уничижением и осуждением ближнего, с особенною способностью соблазняться, наконец, с самообольщением, гордынею, погибелью.

Если вы принимаете пищу вместе с другими более немощными постящимися братьями и своим воздержанием делаете им укор, это, по мнению святых отцов, также неправильно.

Если ваш пост будет чем-либо смущать окружающих, вызывать их упреки, или, может быть, насмешки и т. п. — в этих случаях надо стараться хранить тайну поста, сохраняя его по духу, но отступая от него формально. В Нагорной проповеди Господь дал наставление: “А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Мф. 6: 17–18).

Если пост будет преградой для гостеприимства угощающих нас, мы этим будем укорять окружающих и, воздерживаясь от яств, питать собственные тщеславие и гордыню.

О смягчении правил поста

Пост не распространяется на грудных детей и кормящих матерей.

Когда дети подрастут, родителям надо проявить тактичность в отношении нормы их поста. Нельзя, например, лишать их сладкого против их воли или проводить в постные дни такое снижение качественного состава пищи, которое выходит за пределы обычной нормы Церковного Устава. Также взрослых детей нельзя заставлять строго исполнять все нормы поста, если они будут сильно тяготиться им. В этом случае пост не даст пользы душе, а может ее ожесточить. Господь сказал: “Милости хочу, а не жертвы” (Мф. 9: 13). Ведь смысл поста в добровольном воздержании и ограничении себя.

Смягчение правил церковного поста допускается для престарелых людей, больных, для тех, кто занят тяжелым физическим трудом и для путешествующих.

Вот что об этом сказал один из великих подвижников прп. Варсонофий: “Болящему Бог вменяет его болезнь вместо поста тому, кто переносит ее с терпением и благодарит Бога. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься, ты не будешь осужден”. Но никакого послабления православный христианин не должен допускать себе сам, самовольно, а всегда обращаться за всеми советами, касающимися духовной жизни, к священнику.

* * *

В тех случаях, когда по болезни или по существенному недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, пусть сделает в этом отношении все, что сможет. Например, откажется от сладостей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, выбирать пищу так, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням и т. п. Однако, принимать такое решение самостоятельно не следует — лучше посоветуйтесь со священником.

Святитель Иоанн Златоуст учит: “Кто принимает пищу и не может поститься, да подает обильную милостыню, да покажет непрестанную молитву... В этом не может ему препятствовать немощь тела. Да примирится с врагами своими; всякое злопамятство да отгонит от души своей”.

Пост душевный

Ошибается тот, кто считает, что пост — лишь в воздержании от пищи. Истинный пост есть удаление от зла, обуздание языка, отложение гнева, укрощение похотей, прекращение клеветы, лжи и клятвопреступления. Свт. Иоанн Златоуст

Согласитесь, исполнить это предписание гораздо сложнее, чем просто воздерживаться от определенной пищи.

Но с Божией помощью все возможно для постящегося.

О милостыне. А вот оказать посильную помощь тем, кто нуждается в этом, совсем не сложно. Наверное, нет ни одного человека, у которого совсем не было бы не нужных ему вещей. Поделитесь ими. Если вас смущает распространяемая в последнее время информация о том, что нищенство — это профессия, оглянитесь вокруг себя. Возможно, в вашей помощи нуждается соседка — одинокая больная старушка. Раскройте свое сердце для милости. Святитель Иоанн Златоуст поучает: “Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных в темнице, пожалей измученных, утешь скорбящих и плачущих, будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, сострадателен, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния”.

Пост в супружеской жизни. Христианам следует строго соблюдать обычаи и постановления Церкви в супружеской жизни, то есть — хранить себя в чистоте, воздерживаясь от сожительства в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежение этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и поэтому следует сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая его окончанием вечер перед следующим днем.

В период длительного поста, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздер-жания свой душевный мир.

О развлечениях. Также как и телесный пост, пост душевный должен включать в себя ограничения.

В былые времена в пост повсеместно не работали не только мясные лавки, но театры и другие зрелищные заведения. Теперь же нам надо самим позаботиться о том, чтобы сократить внешние впечатления.

Постарайтесь хотя бы на это время исключить то, что распаляет страсти. Согласитесь, большинство телевизионных программ потакает низменным наклонностям человека. Кто смотрит их, добровольно открывает себя для вхождения душевной грязи.

Душа имеет три способности: разум, эмоции и волю. От неразлучной дружбы с телевизором воля у человека обессиливается, чувство притупляется, а разум пресыщается большим количеством неуправляемой информацией и перестает ее анализировать. Это похоже на хроническое переедание. Ум стает дряблым и пассивным иждивенцем чужих мнений и идей.

Не лучше ли в тишине подумать о своей жизни, проанализировать поступки, грехи, ведь главная цель поста — покаяние.

* * *

Итак, нам следует уделить главное внимание очищению своей души. Поэтому желательно поговеть и принять Святые Тайны трижды: на первой седмице поста, на четвертой и на Страстной — в Великий Четверг.

Но для этого необходимо пройти Таинство Покаяния.
 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu