Православные храмы

Храм праведного Лазаря Четверодневного (на Совском кладбище)

Храм праведного Лазаря Четверодневного на Совком кладбище был заложен…

Храм мученика Валерия Мелитинского (Гидропарк)

Храм во имя святого мученика Валерия Мелитинского располагается на…

Храм святителя Николая Мирликийского (в приемнике-распределителе для несовершеннолетних ГУВД в Киеве)

В этом храме несут послушание священнослужители Петропавловского…
Публикации

Главный приоритет богословской науки — приведение человеческих душ ко Христу

4–7 сентября по благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и…

Скупой платит вечно

Известное евангельское изречение о том, что “удобнее верблюду пройти сквозь…

Незабываемая поездка (О паломничестве в город Бари)

Святитель Николай, архиепископ Мирликийский, чудотворец (280–342 гг.)…

8 марта ст.ст. / 21 марта н.ст.

Понедельник 3-й седмицы. Прп. Феофилакта исповедника, еп. Никомидийского.
9-й час — по обычаю.
Вечерня.
Примечание. В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространен обычай совершать в вечер четырех воскресных дней Великого поста (как правило, начиная не с Недели Торжества Православия, а со 2-й Недели — свт. Григория Паламы, за исключением тех случаев, когда на понедельник приходится Благовещение, 1-е и 2-е Обретение главы Иоанна Предтечи, память 40 мучеников или же храмовый праздник) чинопоследование пассии. (Об истории и других вариантах совершения пассии см. в кн.: Пассия. С. 5-10).
Перед великой вечерней, совершаемой в воскресенье вечером, на середину храма поставляется большое Распятие. Начало вечерни обычное. После «Свете Тихий...» бывает вход ради великого прокимна, который протодиакон возглашает, стоя в алтаре на Горнем месте. На стиховне, на «Слава, и ныне» или на «И ныне», поется стихира Великого Пятка: «Тебе, одеющагося...». Во время пения этой стихиры отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие: предстоятель несет Евангелие, ему предшествует свещеносец; за предстоятелем идут прочие священники по старшинству. (На архиерейской службе: открываются Царские врата, у врат — иподиаконы с дикирием и трикирием, с рипидами; выходит свещеносец с примикирием, два диакона с диаконскими свечами, затем два старших священника несут Евангелие, за Евангелием шествует архиерей, за ним прочие священники по старшинству.) Евангелие полагается на аналое перед Крестом, и совершается полное каждение храма.
Иногда затем следует акафист Страстям Христовым или Кресту Господню, причем 1-й кондак хор начинает петь сразу после стихиры «Тебе, одеющагося...». По окончании каждения священнослужители снимают головные уборы. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе совершается малое каждение. (При архиерейском служении во время чтения акафиста рипидчики, а также иподиаконы с дикирием и трикирием стоят у Креста; если же архиерей сам читает акафист и Евангелие, то дикирий и трикирий приближаются к архиерею).
Далее следует прокимен, глас 4-й: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий», стих: «Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?». Перед чтением Евангелия хор поет: «Слава Страстем Твоим, Господи!».
Евангельское повествование о Страстях Христовых принято читать следующим образом:
на 1-й пассии — из Евангелия от Матфея, главы 26 и 27, зачала 107-114 (в некоторых храмах читается только глава 27, зачала 110-114);
на 2-й пассии — из Евангелия от Марка, главы 14 и 15, зачала 63-69 (или только глава 15, зачала 66-69);
на 3-й пассии — из Евангелия от Луки, главы 22 и 23, зачала 108-111 (или только глава 23, зачала 110-111);
на 4-й пассии — из Евангелия от Иоанна, главы 18 и 19, зачала 58-62.
По прочтении Евангелия, певцы: «Слава долготерпению Твоему, Господи!». Затем (умилительным распевом, обычно соло) поется 15-й антифон службы Великого Пятка «Днесь висит на Древе...».
Когда пение закончится, на солее (Царские врата остаются открытыми) произносится проповедь о страданиях Спасителя.
Далее следует ектения «Помилуй нас, Боже...», затем возглас «Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси...», и иерей (или архиерей) коленопреклоненно читает молитву. Существуют две молитвы, можно читать их на четырех пассиях попеременно.
Затем хор поет стихиру Великой Субботы: «Приидите, ублажим...». Священнослужители, совершив три земных поклона, прикладываются ко Кресту и направляются в алтарь (впереди идут младшие священнослужители, потом старшие). Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. (При архиерейском служении два старших священника несут Евангелие и возлагают его на престол. Архиерей с амвона благословляет народ, потом священнослужителей в алтаре.) Священнослужители прикладываются ко престолу. Царские врата затворяются.
Молящиеся прикладываются ко Кресту после духовенства. По желанию настоятеля, совершается помазание освященным елеем.
Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по «Ныне отпущаеши...» — пение великопостных тропарей «Богородице Дево...», «Слава: Крестителю Христов...», «И ныне: Молите за ны...» с поклоном, «Под Твое благоутробие...» без поклона, и далее по чину.
Отпуст обычный.
Примечание. Подробное изложение порядка богослужения, предписанного Типиконом в Неделю вечера, см. 22 февраля.
Кафизмы нет.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 2-й (две — из стихир на стиховне вечера, две другие — из стиховных утрени), Триоди, глас 8-й — 3, и преподобному, глас 1-й — 3. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати Лица Твоего...», со стихами.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди, глас тот же.
Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 1 февраля).
На малом повечерии в воскресенье вечером канон Богородице не читается, так как накануне было всенощное бдение. Читается канон свт. Георгию, еп. Мелитинскому (с 7 апреля).

На утрени «Аллилуиа», глас 2-й с припевами понедельника.
Кафизмы 4-я, 5-я и 6-я.
После 1-й кафизмы — седальны Октоиха с мученичном. После 2-й и 3-й кафизм — седальны Триоди.
Каноны:
1-я, 8-я и 9-я песни: Минеи на 6 (с ирмосом) и трипеснцы Триоди на 8.
3-я, 4-я, 5-я, 6-я и 7-я песни: Минеи на 4.
Библейские песни «Господеви поем...».
Примечание. Порядок чтения библейских песней см. 22 февраля.
Катавасия — 1-я, 8-я и 9-я песни — ирмосы второго трипеснца; 3-я и 6-я песнь — ирмос Минеи.
По 3-й песни — седален преподобному, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни — кондак преподобному, глас 2-й.
На 9-й песни поем «Честнейшую».
По 9-й песни — поется «Достойно есть». Светильны Триоди.
Хвалитные псалмы.
Читается вседневное славословие.
На стиховне стихиры Триоди, глас 4-й. «Слава, и ныне» — Богородичен Триоди.
Окончание великопостной утрени обычное.
На 1-м часе — кафизмы нет; на 3-м часе — кафизма 7-я; на 6-м часе — кафизма 8-я; на 9-м часе — кафизма 9-я.

На изобразительных:
В храме Господском — кондак храма, кондак дня, кондак преподобному, «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».
В храме Богородицы — кондак дня, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — кондак храма.
В храме святого — кондак дня, кондак храма, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...».

На вечерне — кафизма 18-я.
На «Господи, воззвах» — стихиры на 6: Триоди, глас 1-й и глас 3-й — 3 и мученикам, глас 2-й — 3. «Слава» — мученикам, глас тот же: «Терпяще настоящая...», «И ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Прейде сень законная...».
Вход. «Свете Тихий». Паримии Триоди — 2. Паримии мученикам — 3. Сразу после паримий — «Сподоби, Господи» и ектения: «Исполним вечернюю молитву...».
На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й. «Слава» — мученикам, глас 6-й, «И ныне» — Богородичен, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза...».
По Трисвятом — тропарь мученикам, глас 1-й. «Слава, и ныне» — Богородичен воскресный, глас тот же: «Гавриилу вещавшу...».
Ектения: «Помилуй нас, Боже...», иерей: «Премудрость», хор: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», хор: «Аминь. Утверди, Боже…» и три великих поклона с молитвой прп. Ефрема Сирина. После третьего поклона молитва «Всесвятая Троице…» и прочее. Священник творит отпуст (полный), после чего хор поет многолетие.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu