Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (на Лесном массиве)

Первый молебен состоялся 21 мая/3 июня 1999 г., первая Литургия —…

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм архистратига Михаила (на территории областного госпиталя ГУ МВД)

15 июня 2011 года, Предстоятель Украинской Православной Церкви…

Публикации

Как веруешь, так и живешь

На вопросы читателей отвечает Блаженнейший Владимир, Митрополит Киевский и всея…

God have mercy!

Назвать Америку, а тем более, Нью-Йорк вавилоном — значило бы слишком…

“Из Киевского Патриархата в Украинскую Православную Церковь я перешел сознательно”

Рассказывает бывший настоятель храма святых Жен-Мироносиц (г. Винница) иерей…

Среда 1-й седмицы. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи.
Литургия Преждеосвященных Даров.
Подробное изложение порядка богослужения утрени и часов см. 22 февраля.

Утреня совершается, как указано в понедельник. Особенности: к первому Троичному тропарю окончание: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, силою Креста Твоего сохрани нас, Господи».
Кафизмы 19-я, 20-я и 1-я.
По первой кафизме — седальны Октоиха, в т. ч. мученичен с припевом: «Дивен Бог во святых Своих…», поскольку по шестой песни канона будет читаться кондак рядовому святому.
На великопостной утрени четыре канона — из Минеи (2 полных) и два трипеснца из Триоди.
Трипеснец состоит из 3-й, 8-й и 9-й песней.
Песнь 1-я: Певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы — стих (от отметки «на 8»): «Тогда потщашася...».
Чтец — 1-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Нападет на ня страх...». Чтец — 2-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Дондеже пройдут...». Чтец — 3-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Введ, насади я...». Чтец — Богородичен первого канона.
Певцы — стих: «Господь, царствуяй веки...». Чтец — 1-й тропарь второго канона.
Певцы — стих: «И наведе на ня...». Чтец — 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава...». Чтец — 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен второго канона.
2-я песнь не стихословится.
3-я песнь стихословится подобно 1-й в понедельник (поскольку соединяется с трипеснцем):
Песнь 3-я: библейская песнь стихословится по Ирмологию от стиха «Утвердися сердце мое...» до «Лук сильных изнеможе...».
После стиха «Лук сильных изнеможе...» поется ирмос первого канона Минеи.
Певцы — «Исполнении хлебов...». Чтец — 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.
Певцы — «Яко неплоды роди...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы — «Господь мертвит, и живит...». Чтец — 1-й тропарь второго канона Минеи.
Певцы — «Господь убожит...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы — «Посади его...». Чтец — Богородичен второго канона.
Певцы — «Даяй молитву молящемуся...». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы — стих: «Яко не укрепляется...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы — стих: «Да не хвалится премудрый...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы — стих: «Но о сем да хвалится...». Чтец — Богородичен первого канона Триоди.
Певцы — стих: «Господь взыде на Небеса...». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы — стих: «И даст крепость...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава...». Чтец — Троичен Трипеснца.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен Трипеснца.
Певцы — ирмос 3-й песни второго канона.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Утверди нас...».
По 3-й песни — седален прп. Тимофею, глас 8-й. «Слава» — седален свт. Евстафию, глас 3-й, «И ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
Песнь 4-я: Певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы — стих (от отметки «на 8»): «Зане смоковь...». Чтец — 1-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Солжет дело маслинное...». Чтец — 2-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Оскудеша овцы...». Чтец — 3-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Аз же о Господе...». Чтец — Богородичен первого канона.
Певцы — стих: «Господь Бог мой...». Чтец — 1-й тропарь второго канона.
Певцы — стих: «И на высокая...». Чтец — 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава...». Чтец — 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен второго канона.
Песнь 5-я: певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы — стих (от отметки «на 8»): «Господи, в скорби помянух...». Чтец — 1-й тропарь первого канона..
Певцы: «И яко болящая...». Чтец — 2-й тропарь первого канона.
Певцы: «Страха ради Твоего...». Чтец — 3-й тропарь первого канона.
Певцы: «Не падем, но падут живущии...». Чтец — Богородичен 1-го канона.
Певцы: «Воскреснут мертвии...». Чтец — 1-й тропарь второго канона.
Певцы: «Роса бо, яже от Тебе...». Чтец — 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава...». Чтец — 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен второго канона.
Песнь 6-я: певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы — стих (от отметки «на 8»): «Понре глава моя...». Чтец — 1-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «И да взыдет...». Чтец — 2-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Внегда скончаватися...». Чтец — 3-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «И да приидет...». Чтец — Богородичен первого канона.
Певцы — стих: «Хранящии суетная...». Чтец — 1-й тропарь второго канона.
Певцы — стих: «Аз же со гласом хваления...». Чтец — повторяет 1-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава...». Чтец — 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен второго канона.
Певцы — ирмос 6-й песни второго канона.
По 6-й песни — кондак прп. Тимофею, глас 4-й (мученичен Октоиха из приложения Триоди поется в составе седальнов по 1-м стихословии).
Песнь 7-я: певцы поют ирмос первого канона Минеи.
Сразу после ирмоса певцы — стих (от отметки «на 8»): «Благословен еси, Господи Боже отец наших, и препетый...». Чтец — 1-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «И благословено Имя славы Твоея...». Чтец — 2-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Благословен еси в храме...». Чтец — 3-й тропарь первого канона.
Певцы — стих: «Благословен еси, видяй бездны...». Чтец — Богородичен первого канона.
Певцы — стих: «Благословен еси на престоле...». Чтец — 1-й тропарь второго канона.
Певцы — стих: «Благословен еси на тверди Небесней...». Чтец — 2-й тропарь второго канона.
Певцы: «Слава...». Чтец — 3-й тропарь второго канона.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен второго канона.
7-я песнь ирмосом не покрывается, но сразу стихословится 8-я песнь.
Песнь 8-я поется, как в понедельник. Хор или чтец читает подряд стихи 8-й песни от стиха: «Благословите вся дела Господня...» и до: «Благословите, огнь и вар...». После этого стиха поется ирмос канона из Минеи и стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец — 1-й тропарь Минеи.
После стиха «Благословите, огнь и вар...» поется ирмос первого канона Минеи.
Певцы — стих: «Благословите, росы и иней...». Чтец — 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.
Певцы: «Благословите, сланы и снези...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, свет и тьма...». Чтец — 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.
Певцы: «Благословите, земля, горы...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, источницы...». Чтец — Богородичен второго канона.
Певцы: «Благословите, вся птицы небесныя...». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца Триоди.
Певцы: «Благословите, сынове...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословите, священницы...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Благословите, дуси...». Чтец — Богородичен 1-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, Анания, Азария, Мисаил...». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Благословите, апостоли...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Благословим Отца и Сына и Святаго Духа, Господа». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне...». Чтец — Богородичен трипеснца.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — тропарь трипеснца.
Певцы: «Хвалим, благословим...» и ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: В купине Моисею...».
Затем ирмос песни 9-й первого канона Минеи и стих: «Благословен Господь Бог Израилев...». Чтец — 1-й и 2-й тропарь первого канона Минеи.
Певцы — стих: «И воздвиже рог спасения нам...». Чтец — 3-й и 4-й тропарь.
Певцы: «Якоже глагола...». Чтец — 1-й и 2-й тропарь второго канона Минеи.
Певцы: «Спасение от враг...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Сотворити милость...». Чтец — Богородичен второго канона Минеи.
Певцы: «Клятву, еюже клятся...». Чтец — 1-й тропарь 1-го трипеснца.
Певцы: «Служити Ему...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «И ты, отроча...». Чтец — 3-й тропарь.
Певцы: «Дати разум...». Чтец — Богородичен.
Певцы: «В нихже посети нас...». Чтец — 1-й тропарь 2-го трипеснца.
Певцы: «Направите ноги наша...». Чтец — 2-й тропарь.
Певцы: «Слава». Чтец — Троичен трипеснца.
Певцы: «И ныне». Чтец — Богородичен.
Певцы: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». Чтец — последний тропарь трипеснца. Певцы — ирмос 2-го трипеснца на катавасию, глас 2-й: «Чистую и Пречистую...».
К светильну первое окончание: «...силою, Господи, Креста Твоего и спаси мя».
Хвалитные псалмы.
На хвалитех стихира свт. Евстафию, глас 8-й — 4 (см. на «Господи воззвах»; первая стихира дважды). «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Минеи, глас тот же.
На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» — Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Что зримое видение...». Прочее — как в понедельник.
Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й совершаются, как в понедельник.
На 1-м часе — кафизма 2-я; на 3-м часе — кафизма 3-я; на 6-м часе — кафизма 4-я; на 9-м часе — кафизма 5-я.
На 6-м часе 1-й прокимен, глас 4-й: «Исповемся Тебе, Господи...»; стих: «Возвеселюся и возрадуюся...». 2-й прокимен, глас 6-й: «Праведен Господь, и правды возлюби...»; стих: «На Господа уповах...».

Изобразительны. Подробное изложение порядка изобразительных см. 22 февраля.
В храме Господском — кондак дня, кондак преподобному. «Слава» — «Со святыми упокой...», «И ныне» — «Предстательство христиан...», а кондак храма опускается.
Кондаки в храме Богородицы и святого — в том же порядке, что и в понедельник.

Образец завершения последования изобразительных в среду и пятницу (перед Литургией Преждеосвященных Даров)


После молитвы прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами чтец: Трисвятое по «Отче наш». Иерей — возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12) и молитву: «Всесвятая Троице...». Иерей совершает отпуст на солее при закрытых Царских вратах. Иерей: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...» (до середины). Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас» (земной поклон). Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит малый отпуст: «Христос, Истинный Бог наш...». Певцы — «Господи, помилуй» (трижды). Многолетны, по традиции, не поются. Иерей возвращается в алтарь.

Образец совершения Литургии Преждеосвященных Даров


Примечание. В Служебнике указания относительно чина Литургии Преждеосвященных Даров находятся в трех главах. При этом некоторые действия вошли в практику без записи. В 1916 году по благословению Святейшего Синода был издан вновь отредактированный «Чин Божественныя литургии Преждеосвященных», где указания Служебника изложены в последовательном порядке и восполнены всем, что вошло в практику по обычаю. В указаниях при изложении порядка Литургии учтены особенности этого издания.
Перед Литургией Преждеосвященных Даров входные молитвы совершаются так: с началом пения «Во Царствии Твоем...» отверзается завеса; священник и диакон боковыми дверьми выходят из алтаря к Царским вратам и, сотворив перед ними три поясных поклона, совершают обычное начало и прочее последование входных молитв. Затем отходят к иконе Спасителя, читая тропарь: «Пречистому Твоему Образу...», полагают два земных поклона (так по Уставу; однако, по установившейся практике, поклоны совершаются поясные), целуют икону и полагают третий земной поклон. В таком же порядке они кланяются и целуют икону Богородицы, читая тропарь: «Милосердия сущи...». Также кланяются и целуют иконы храма и праздника (если есть). (В составе входных молитв — те же молитвы, что и на полной Литургии, за исключением: «Господи, ниспосли руку Твою...», в которой испрашивается у Господа помощь на совершение Безкровной Жертвы.) По поклонении святым иконам священник и диакон, став пред Царскими вратами, читают: «Ослаби, остави...» и полагают один земной поклон. Посем, обратившись к народу, кланяются в пояс, испрашивая прощения, и входят в алтарь с молитвой: «Вниду в дом Твой...». По входе в алтарь священнослужители дважды поклоняются перед святым престолом до земли, целуют престол, Крест на нем и Евангелие и, совершив третье поклонение, кланяются друг другу, а затем облачаются в священные одежды; молитвы на облачение не читаются. Иерей благословляет рукой каждую принадлежность облачения, целует на ней Крест и произносит тихо: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». Отпуст изобразительных (см. выше) на солее, затем иерей возвращается в алтарь.
Иерей с диаконом совершают три малых поклона перед святым престолом и молятся: «Боже, очисти мя, грешнаго». Диакон молча принимает благословение от иерея, исходит северными дверьми на солею и, помолившись, возглашает: «Благослови, владыко». Иерей, стоя перед престолом и творя крест Евангелием, произносит начальный возглас: «Благословенно Царство...». Певцы: «Аминь». Чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и псалом 103-й. Во время чтения псалма священник читает «откровенною главою» перед Царскими вратами светильничные молитвы, начиная с 4-й: «Немолчными песньми...». Три первые молитвы здесь не читаются, так как они будут прочитаны позднее.
По исполнении псалма — ектения великая. Певцы поют: «Господи, помилуй» великопостным распевом. Во время ектении священник читает (тайно) молитву 1-го антифона (1-ю светильничную молитву): «Господи Щедрый и Милостивый...». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко подобает Тебе всякая слава...». Кафизма 18-я. Особенность стихословия состоит в том, что по каждом антифоне кафизмы на вечерне Преждеосвященной Литургии положена малая ектения.
Во время 1-го антифона иерей переставляет Евангелие, лежащее на святом антиминсе, на правую сторону престола, раскрывает антиминс и поставляет на него дискос, открывает стоящую на горнем месте престола дарохранительницу и, совершив с диаконом земной поклон (в некоторых храмах — два земных поклона), полагает со благоговением Преждеосвященный Агнец на дискос с помощью копия и лжицы, после чего творит земной поклон. К этому времени чтец заканчивает первый антифон: «Слава, и ныне». «Аллилуиа» (трижды). Диакон произносит малую ектению, во время которой священник в алтаре читает (тайно) молитву 2-го антифона (2-ю светильничную молитву): «Господи, да не яростию Твоею...». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Твоя держава...». Певцы: «Аминь». Чтец — 2-й антифон кафизмы.
Во время 2-го антифона совершается каждение Святого Агнца, находящегося на престоле. По возгласе: «Яко Твоя держава...» иерей и диакон земно поклоняются пред Святыми Дарами; затем иерей с кадилом, диакон со свечой трижды совершают каждение вокруг престола. По окончании каждения оба вновь поклоняются пред Святыми Дарами. Диакон произносит малую ектению, во время которой иерей читает (тайно) молитву 3-го антифона (3-ю светильничную молитву): «Господи Боже наш...». По окончании ектении иерей возглашает: «Яко Благ и Человеколюбец...». Певцы: «Аминь». Чтец — 3-й антифон кафизмы.
Во время 3-го антифона совершается перенесение Святого Агнца на жертвенник. Иерей творит земной поклон перед Святыми Дарами (в некоторых храмах — два земных поклона), затем, держа дискос близ чела, в предшествии диакона со свечой в левой руке и кадилом в правой, переносит дискос на жертвенник, идя через горнее место. В это время все молящиеся в алтаре становятся на колени. Иерей у жертвенника вливает в потир вино с водой, кадит сначала звездицу, ставит ее на дискос, затем кадит малые покровцы, покрывает ими, как обычно, дискос и потир. Потом, окадив большой воздух, покрывает им дискос и потир вместе, не произнося никаких проскомидийных молитв. При каждом священнодействии иерей произносит только: «Господу помолимся», «Господи, помилуй». После покрытия воздухом священных сосудов иерей произносит: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». Диакон поставляет возжженную свечу на жертвенник перед Святыми Дарами и глаголет: «Аминь». Иерей кадит Святые Дары и творит земной поклон.
По перенесении Святых Даров на жертвенник диакон произносит малую ектению, а иерей возвращается к престолу, складывает антиминс и снова возлагает на него Евангелие и по окончании ектении возглашает: «Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати...». Певцы: «Аминь».
После кафизмы поется «Господи, воззвах». Стихиры на 10: Триоди, глас 8-й, глас 2-й и глас 5-й — 6, и Минеи, глас 2-й (с 25 февраля, свт. Тарасию) — 4 (первая стихира — дважды). «Слава, и ныне» — Богородичен Минеи, глас тот же.
Во время пения стихир совершается обычное каждение всего храма.
При пении последней стихиры на «И ныне» открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Если на Преждеосвященной Литургии полагается чтение Евангелия (например, 24 февраля, 9 марта, в храмовый или полиелейный праздник, в первые три дня Страстной седмицы), то вход совершается с Евангелием.
Диакон: «Премудрость, прости». «Свете Тихий». Прокимен Триоди (по обычному чину), и читается первая паримия (Царские врата затворяются). По окончании паримии диакон: «Вонмем», Царские врата отверзаются. Поется второй прокимен Триоди. По исполнении его диакон возглашает: «Повелите». (Священник при служении без диакона слово «Повелите» не произносит). Иерей, взяв обеими руками кадило и свещник со свечой, стоя лицом к престолу, начертывает ими над Евангелием знак Креста и произносит велегласно: «Премудрость, прости». После этого, обратясь на запад, к народу, он воздвигает свечу с кадилом и возглашает: «Свет Христов просвещает всех». (В это время молящиеся, по глубокому благоговению пред Господом Иисусом Христом — Светом истины, приклоняются до земли.) Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Читается вторая паримия Триоди, Царские врата затворяются. По окончании паримии Царские врата, по обычаю, отверзаются. Иерей, благословляя чтеца, произносит: «Мир ти». Диакон: «Премудрость». И следует пение стихов великого прокимна: «Да исправится молитва моя...».
Примечание. «Да исправится молитва моя...» — древний великий прокимен великопостных торжественных служб. Поэтому Устав указывает чтецу, в отличие от паримийных прокимнов, не произносить его, а петь (схема исполнения такая же, как и у всех великих прокимнов).
И по исполнении паримий глаголет иерей: «Мир ти». И диакон: «Премудрость». Чтец: «Да исправится молитва моя». Тогда праваго и леваго лика обе страны и предстоящий народ во всей церкви стоят на коленах молящеся. И по пении чтеца, 1-й лик поет тойжде: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и другая страна лика, и предстоящий народ, стоят на коленах, дондеже пропоют. Таже чтец поет 1-й стих: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя»: И по пропетии стиха, поет 2-й лик: «Да исправится молитва моя»: Тогда чтец и 1-й лик, и тоя страны предстоящий народ припадают на колена: Таже чтец поет 2-й стих: «Положи, Господи, хранение»: И 1-й лик паки поет: «Да исправится молитва моя»: И чтец, и 2-й лик, и предстоящий народ паки приклоняют колена. И паки чтец поет 3-й стих: «Не уклони сердце мое»: и 2-й лик поет: «Да исправится молитва моя»: И приклоняет колена чтец и 1-й лик, и народ. И паки чтец поет: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою»: И тогда оба лика, и во церкви предстоящий весь народ припадают на колена и стоят, дондеже чтец поет: И воставше, допевают на клиросе: «Воздеяние руку моею жертва вечерняя». И по исполнении творим поклоны 3 (Типикон, гл. 49-я, в среду 1-й седмицы вечера).
Чтец, стоя перед Царскими вратами, поет избранные стихи 140-го псалма: «Да исправится молитва моя, яко кадило, пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». В это время, согласно современной практике, все молящиеся становятся на колени и стоят так до окончания всех четырех стихов. Певцы хора, по окончании пения чтецом первого стиха, встают с колен и тоже поют: «Да исправится молитва моя...» и затем опять становятся на колени. Чтец же всегда становится на колени во время пения хора. В таком порядке чтецом поются еще три стиха: «Господи, воззвах...», «Положи, Господи...» и «Не уклони сердце мое...», певцы после каждого из них поют: «Да исправится...». Затем чтец поет первую половину прокимна: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою», все встают с колен, и певцы допевают: «Воздеяние руку моею, жертва вечерняя».
Иерей во время пения этих стихов, стоя перед престолом, совершает каждение (все сослужащие священники стоят на коленях). При пении на клиросе «Да исправится...» после стиха: «Не уклони сердце...» иерей переходит к жертвеннику и кадит перед жертвенником. Затем отдает кадило диакону и, благоговейно поклонившись святыне (поясной поклон), отходит к престолу. При заключительном пении «Да исправится...» предстоятель приклоняет колена и повергается ниц пред престолом, а диакон продолжает кадить Святые Дары до окончания пения.
По окончании пения «Да исправится молитва моя...» иерей по обычаю произносит молитву прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Вслед за молитвой — прокимен, Апостол, аллилуиарий и Евангелие, если положено по Уставу. Если же нет Апостола и Евангелия, Царские врата затворяются. Ектения «Рцем вси...», и затем совершается прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.
На пение «Ныне Силы Небесныя...» отверзаются Царские врата. Диакон кадит святой алтарь, а также священников и диаконов, при этом иконостас и молящихся диакон не кадит. При совершении каждения диакон тайно читает 50-й псалом. Затем иерей, стоя с диаконом перед престолом, воздевает руки горе и молится: «Ныне Силы Небесныя...» (трижды), и целует престол. Потом идет к жертвеннику, трижды кланяется со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго», трижды кадит Святые Дары и, отдав кадило диакону, возлагает на его плечо воздух. Сам же правой рукой приемлет дискос и держит его на уровне чела, в левую руку берет потир (держит его «при персех») и переносит Святые Дары с жертвенника на престол, исходя северными дверьми и входя в алтарь Царскими вратами. Диакон предшествует священнику, идя лицом к Святым Дарам, «с кадильницею точию» и кадит часто (перед диаконом, как и на полной Литургии, идут свещеносцы). Никаких остановок на солее и поминовений не бывает. При прохождении иерея через солею все молящиеся повергаются ниц. По входе в алтарь иерей поставляет Святые Дары на антиминсе. Молящиеся встают, певцы поют: «Верою и любовию приступим...». Иерей отлагает покровцы, покрывает воздухом (предварительно окадив его) Святые Дары и кадит их. При священнодействиях ничего не произносится. Диакон молча принимает благословение от иерея.
По окончании пения «Верою и любовию...» полагаются три великих поклона. При этом иерей произносит (в алтаре) молитву прп. Ефрема Сирина (в Типиконе нет указаний на произношение в этом месте службы молитвы прп. Ефрема Сирина, но обычай чтения ее очень распространен). Царские врата затворяются, завеса закрывается наполовину. Диакон произносит ектению: «Исполним вечернюю молитву нашу…». Возглас: «И сподоби нас, Владыко...». Певцы: «Отче наш...». Иерей: «Яко Твое есть Царство...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Мир всем». Певцы: «И духови твоему». Диакон: «Главы наша Господеви приклоним». Певцы: «Тебе, Господи». Иерей: «Благодатию и щедротами...». Певцы: «Аминь» (протяжно). Закрывается полностью завеса Царских врат. Диакон: «Вонмем». Иерей влагает правую руку под воздух, «со благоговением и страхом» прикасаясь к Святому Агнцу, и возглашает: «Преждеосвященная Святая святым». Певцы: «Един Свят...» и запричастный стих: «Вкусите и видите, яко Благ Господь», «Аллилуиа» (трижды). Если читались Апостол и Евангелие святому, то поется и причастен его.
Иерей отлагает воздух и снимает звездицу. Диакон входит в алтарь и произносит: «Раздроби, владыко, Святый Хлеб». Священник: «Раздробляется и разделяется...», — раздробляет Святой Агнец и влагает частицу в потир, ничего не произнося. Теплота благословляется и вливается в потир тоже в молчании. Иерей и диакон причащаются по чину, указанному в Служебнике, в «Изъявлении о некиих исправлениих в служении Преждеосвященныя Литургии». (Особенность Причащения: если Литургия Преждеосвященных Даров совершается священником с диаконом, то диакон, приняв часть Святых Таин, не испивает из потира и не вкушает антидора, поскольку он совершает это по потреблении Святых Даров. Так же поступает священник, если служит без диакона.) По открытии Царских врат возглас: «Со страхом Божиим и верою приступите». Певцы: «Благословлю Господа на всякое время, хвала Его во устех моих». Причащение народа совершается по обычному чину. Иерей: «Спаси, Боже, люди Твоя...». Певцы: «Хлеб Небесный и Чашу Жизни вкусите и видите, яко Благ Господь». «Аллилуиа» (трижды). Перед отнесением на жертвенник священник трижды кадит Святые Дары, но слова: «Вознесися на Небеса, Боже...» не произносит.
По возгласе иерея «Всегда, ныне и присно...» — певцы: «Да исполнятся уста наша...». Заамвонная молитва: «Владыко Вседержителю...». Певцы: «Аминь». «Буди имя Господне...» (трижды). [«Слава, и ныне»]. Псалом 33-й. Во время чтения или пения 33-го псалма раздается антидор (хранившийся с полной Литургии) всем молящимся.
Затем иерей, благословляя народ, произносит: «Благословение Господне на вас...». Певцы: «Аминь». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Иерей творит отпуст. Певцы поют многолетны.
Примечание. Церковный Устав указывает дни, когда может совершаться Литургия Преждеосвященных Даров. Это среды и пятницы первых шести седмиц Великого поста, четверток 5-й седмицы, понедельник, вторник и среда Страстной седмицы, 24 февраля и 9 марта, храмовый или полиелейный праздник (если случится в седмичные дни — не в субботу и Неделю). Совершение Литургии в других случаях, например ради погребения или поминовения усопших, будет недопустимым и неоправданным нарушением Устава, поскольку на Преждеосвященной Литургии нет самых важных и действенных поминовений: в конце анафоры (Евхаристического канона) и с изъятием частиц в память усопших и омовением их в Крови Христовой. Поэтому не следует допускать совершения Литургии Преждеосвященных Даров в другие дни, кроме указанных Церковным Уставом.
Великое повечерие — по чину понедельника 1-й седмицы (см. 22 февраля).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me