Православные храмы

Покровская часовня (в Юридическом лицее, на Воздухофлотском проспекте)

Часовня в Юридическом лицее им. Я.Ю.Кондратьева при Киевском…

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Трапезная церковь Флоровского монастыря

Памятник архитектуры украинского барокко, составная часть ансамбля…
Публикации

Нательный Крестик

Протоиерей Николай Агафонов родился в 1955 г. на Урале, в семье инженера.…

Милість Божа до милостивих

Всі ми, улюблені, знаємо, що Сам Господь був, є і буде милостивим. Всі ви…

Что такое артос?

Слово артос (по-гречески — квасной хлеб) — общий всем членам Церкви освященный…

Уставные особенности богослужения

На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный..." (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне").

По "Ныне отпущаеши", на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, глас 8-й: "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе".

На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

Прокимен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву". Стих: "Господи, услыши молитву мою...". Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.

"Воскресение Христово видевше..." - не поется. Канонов два: Космы Маюмского "Понтом покри" и Иоанна Дамаскина "Божественным покровен...". К тропарям припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы второго канона.

По 3-й песни - седален праздника, по 6-й песни - кондак, гл. 8: "Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа" и икос.

На 9-й песни вместо "Честнейшую" поется припев: "Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый" ( припев этот помещен в "Обиходе нотного пения" (см.: К. Никольский, цит. соч., с. 652)). И затем - ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов.

Катавасия поется второго канона: "Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удбообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим".

Этот же ирмос служит вместо "Достойно" на литургии. "Свят Господь Бог наш" не поется (по Уставу канон Пятидесятницы, как и Недели Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы ("Честнейшую"). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного "Обихода" (часть 2-я)).

На литургии - антифоны праздника. Входный стих: "Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся " (Пятидесятница - один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песней: "Елицы во Христа крестистеся...", которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня, в Лазареву субботу и в Великую Субботу - всего 12 раз в году). Прокимен: "Во всю землю изыде вещание их..." (этот прокимен поется до отдания - см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".

Задостойник: "Радуйся, Царице..." (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя...", в первый раз после Великой Субботы поется: "Видехом свет истинный...". Отпуст праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии (вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17, Числ. 28, 26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. Деревья и цветы - символ вечнообновляющейся природы - указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин., гл.15)).

На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: "Кто Бог велий...".

На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением (в 3-й молитве встречается слово "вресноту", что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного "ресннота" или "реснота", означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность); колена преклоняются впервые после Пасхи (см.: 20-е правило 1-го Вселенского Собора; 90-е правило Трулльского Собора). Молитвы читаются в следующие моменты: первая - сразу же после великого прокимна: "Кто Бог велий...", вторая - после сугубой ектении: "Рцем вси..." и третья - после "Сподоби, Господи...".

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.

После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

После молитв - просительная ектения: "Исполним вечернюю...", стиховные стихиры и обычное окончание вечерни.

Отпуст на вечерни - особый (см.: Служебник).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu