Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Виленская-Остробрамская» (в больнице водников)

История прихода берет свое начало в 2002 году, когда по благословению…

Часовня преподобного Нестора Летописца (в школе «Співтворчість», на Троещине)

Частная средняя общеобразовательная школа «Співтворчість» I–III…

Храмы Богоявления и Жен-Мироносиц (на Позняках)

Первый молебен был отслужен на Пасху, 29 марта/11 апреля 2004 г.…
Публикации

Секрет благополучия, или вместе — лучше

“Зачем плодить нищету?” — обычно так спрашивают знакомые или родственники у…

“Альтернативы реформе духовного образования просто не существует”. Интервью с игуменом Кириллом (Говоруном)

В современных условиях, при повышении уровня образованности прихожан, возникает…

Непідготовлені не повинні братись за тлумачення Слова Божого

Тлумачення Священного Писання — справа досить непроста. Адже Слово Боже вміщує…

Уставные особенности богослужения

На великой вечерни, среди стиховных стихир, впервые после Великой Субботы поется стихира: "Царю Небесный..." (она же поется на утрени, по 50-м псалме, и на хвалитех, на "И ныне").

По "Ныне отпущаеши", на "Бог Господь" и в конце утрени - тропарь праздника, глас 8-й: "Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе".

На утрени, по полиелее, величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего, Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим".

Прокимен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву". Стих: "Господи, услыши молитву мою...". Евангелие от Иоанна, зач. 65-е.

"Воскресение Христово видевше..." - не поется. Канонов два: Космы Маюмского "Понтом покри" и Иоанна Дамаскина "Божественным покровен...". К тропарям припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - ирмосы второго канона.

По 3-й песни - седален праздника, по 6-й песни - кондак, гл. 8: "Егда снизшел, языки слия, разделяше языки Вышний: егда же огненныя языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго Духа" и икос.

На 9-й песни вместо "Честнейшую" поется припев: "Апостолы сошествие Утешителя зряще удивишася, како в виде огненных язык явися Дух Святый" ( припев этот помещен в "Обиходе нотного пения" (см.: К. Никольский, цит. соч., с. 652)). И затем - ирмос 1-го канона. Этот же припев поется и ко всем тропарям обоих канонов.

Катавасия поется второго канона: "Радуйся Царице, матеродевственная славо: всяка бо удбообращательная благоглаголивая уста витействовати не могут Тебе пети достойно: изумевает же ум всяк Твое Рождество разумети. Темже Тя согласно славим".

Этот же ирмос служит вместо "Достойно" на литургии. "Свят Господь Бог наш" не поется (по Уставу канон Пятидесятницы, как и Недели Ваий, не имеет особых праздничных припевов на 9-й песни. Это потому, что оба эти праздника приходятся на воскресный день, в который в древности никогда не опускалась песнь Богородицы ("Честнейшую"). В дальнейшем в церковной практике вошло в употребление перед ирмосом петь указанный выше припев, который заимствован, по всей вероятности, из нотного "Обихода" (часть 2-я)).

На литургии - антифоны праздника. Входный стих: "Вознесися, Господи, силою Твоею, воспоим и поем силы Твоя". Вместо Трисвятого поется "Елицы во Христа крестистеся " (Пятидесятница - один из пяти великих праздников, когда Трисвятое на литургии заменяется крещальной песней: "Елицы во Христа крестистеся...", которая поется также в праздники: Пасхи и Пасхальной седмицы, Рождества Христова, Крещения Господня, в Лазареву субботу и в Великую Субботу - всего 12 раз в году). Прокимен: "Во всю землю изыде вещание их..." (этот прокимен поется до отдания - см. Типикон). Апостол Деян., зач. 3. Евангелие от Иоанна, зач. 27-е. Причастен: "Дух Твой благий наставит мя на землю праву".

Задостойник: "Радуйся, Царице..." (поется до отдания праздника).

В конце литургии, после возгласа: "Спаси, Боже, люди Твоя...", в первый раз после Великой Субботы поется: "Видехом свет истинный...". Отпуст праздничный (см.: Служебник).

К особенностям службы Пятидесятницы относится то, что великая вечерня в день Пятидесятницы обычно совершается сразу же после литургии (вечерня в день Пятидесятницы совершается сразу же после литургии для того, чтобы народ в трезвенном и благоговейном состоянии, не расходясь по домам, присутствовал при чтении на вечерни особых, возвышенных молитв св. Василия Великого с коленопреклонением. С древних времен сохраняется обычай в праздник Пятидесятницы украшать храмы и жилища зеленью (ветвями деревьев), растениями и цветами. Этот обычай был соблюдаем еще в ветхозаветной Церкви в праздник Пятидесятницы (Лев. 23, 10-17, Числ. 28, 26). Очевидно, так была убрана и Сионская горница, где Дух Святой в день Пятидесятницы сошел на апостолов. Деревья и цветы - символ вечнообновляющейся природы - указывают нам на таинственное обновление душ наших силою Св. Духа, служат напоминанием и призывом к духовному обновлению и жизни во Христе Господе и Спасителе нашем (Ин., гл.15)).

На вечерни к обычным прошениям великой ектении присоединяются особые прошения. Вход с кадилом (но если служит архиерей, то вход совершается с Евангелием) и великий прокимен: "Кто Бог велий...".

На вечерни читаются особые три молитвы св. Василия Великого с коленоприклонением (в 3-й молитве встречается слово "вресноту", что значит: подлинно, действительно, истинно. Оно происходит от имени существительного "ресннота" или "реснота", означающего: пристойность, достоинство, истинность, действительность); колена преклоняются впервые после Пасхи (см.: 20-е правило 1-го Вселенского Собора; 90-е правило Трулльского Собора). Молитвы читаются в следующие моменты: первая - сразу же после великого прокимна: "Кто Бог велий...", вторая - после сугубой ектении: "Рцем вси..." и третья - после "Сподоби, Господи...".

Священник читает молитвы на коленях в царских вратах, лицом к народу.

После каждой молитвы бывает сокращенная малая ектения, начинающаяся прошением: "Заступи, спаси, помилуй, возстави и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию".

После молитв - просительная ектения: "Исполним вечернюю...", стиховные стихиры и обычное окончание вечерни.

Отпуст на вечерни - особый (см.: Служебник).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu