Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в Военной части № 3066)

Храм размещается на территории Военной части № 3066 управления…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Публикации

Что может быть прекраснее матери

Однажды мне удалось побывать на Круглом столе, посвященном вопросам отношения…

Печерская обитель - небо на земле

Oснование Киево-Печерского монастыря преподобный летописец Нестор соединяет по…

Пастырская помощь больным и умирающим

Святые отцы Православной Церкви учат, что лишь тот священник истинный пастырь,…

Богослужение посвящено главным образом воспоминанию явлений Христа по Воскресении апостолам, а в том числе и Фоме. Согласно Уставу, в Неделю Антипасхи воскресные песнопения из Октоиха не поются, вся служба - праздника (по Цветной Триоди).

Не поются и пасхальные песнопения (на вечерни и утрени в это воскресенье не поются стихиры Пасхи, а также не бывает пасхального канона, но в последующие недели (воскресенья) канон поется), за исключением тропаря "Христос воскресе..." в начале и конце служб и ирмосов пасхального канона на катавасии.

Начиная с Фомина воскресенья, возобновляется на службах (на вечерни и утрени) стихословие Псалтири, полиелей и прочее последование. Восстанавливается обычная структура всенощного бдения, а также часов и литургии (за исключением некоторых особенностей).

В Неделю Антипасхи, в начале великой вечерни, перед шестопсалмием, после начального возгласа литургии и после отпуста ее поется (трижды) тропарь "Христос воскресе..." (об этом подробнее см. ниже).

На утрени - "Бог Господь..." и тропарь праздника трижды: "Запечатану гробу...". По полиелее тропари: "Ангельский собор..." не поется, а сразу величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради во ад сшедшаго и с Собой вся воскресившаго" (К. Никольский, цит. соч., с. 641; см. Ирмологий. "Псалмы избраннии", с. 209).

Степенна - 1-й антифон - 4-го гласа. Прокимен: "Похвали, Иерусалиме, Господа, хвали Бога твоего, Сионе". Евангелие от Мф., зач. 116-е. После Евангелия - "Воскресение Христово" (трижды). "Слава: Молитвами апостолов...", "И ныне: Молитвами Богородицы...", "Помилуй мя, Боже...", "Воскрес Иисус от гроба...".

Канон праздника Антипасхи: "Поим вси людие...". Припев к тропарям канона: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Катавасия - пасхальные ирмосы: "Воскресения день...". На 9-й песни "Честнейшую" не поем; диакон, совершая обычное каждение, перед местным образом Божией Матери запевает ирмос: "Тебе светлую свещу". Хор продолжает: "И Матерь Божию, пречудную славу и высшую всех тварей, песньми величаем".

На литургии - изобразительны. По входе - тропарь: "Запечатану гробу...", "Слава, и ныне" - кондак: "Любопытную десницею...". Прокимен: "Велий Господь наш и велия крепость Его и разума Его несть числа". Стих: "Хвалите Господа, яко благ псалом; Богови нашему да усладится хваление". Апостол - Деян., зач. 14-е. Евангелие от Иоанна, зач. 65-е. Задостойник: "Ангел вопияше... Светися, светися...".

В конце литургии вместо "Видехом Свет истинный" поется тропарь "Христос воскресе..." (один раз). По возгласе: "Слава Тебе, Христе Боже..." - "Христос воскресе..." (трижды).

Отпуст: "Воскресни из мертвых Христос, истинный Бог наш...". Этот же отпуст бывает и на утрени по отдании Пасхи.

Неделя Антипасхи имеет попразднство, которое продолжается до субботы, в субботу - отдание. В течение всей Фоминой седмицы тропарь, кондак, прокимен и причастен - праздника (Недели Антипасхи) и святому.

В Фомино воскресенье вечером совершается великая вечерня, которая предваряется 9-м часом. После начального возгласа чтец читает (трижды) тропарь: "Христос воскресе...", Трисвятое по "Отче наш", "Приидите, поклонимся..." и прочее последование 9-го часа.

На вечерни кафизмы нет. Вход с кадилом. Великий прокимен: "Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса".

После прокимна - сугубая ектения, "Сподоби Господи..." и просительная ектения. Далее обычное последование великой вечерни. По "Ныне отпущаеши..." - тропарь святого Минеи, "Слава, и ныне" - тропарь праздника.

В прочие воскресные дни вечером (до Пятидесятницы) вечерня бывает без входа и великого прокимна - обычная.

Во вторник (или в понедельник) Фоминой седмицы бывает служба с поминовением усопших (этот день известен под названием "РАДОНИЦА"). В Триоди нет специального последования этой службы. Обычно после вечернего богослужения или после литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальное песнопения.

В храме Московской духовной академии, по установившейся практике, в этот день на утреня, по 6-й песни канона, священнослужитоли выходят на середину храма и поминают усопших, а в конце утрени совершается заупокойная лития.

После литургии бывает великая панихида. Порядок ее следующий. Начальный возглас: "Благословен Бог наш...", "Христос воскресе..." (трижды), стихи: "Да воскреснет Бог..." с пением тропаря: "Христос воскресе..." (во время пения этих стихов священник совершает каждение с пасхальным трисвечником). В это время - малое каждение. Мирная заупокойная ектения. Затем пасхальный канон (ирмосы без тропарей, без припева: "Упокой, Господи, души усопших раб Твоих"). После 3-й песни - малая ектения и ипакои: "Предварившия утро...". По 6-й песни - малая ектения заупокойная, кондаки "Со святыми упокой..." и "Аще и во гроб...". По 9-й песни - малая заупокойная ектения. Затем: "Плотию уснув...." и воскресные тропари: "Благословен еси, Господи... Ангельский собор...". Совершается полное каждение. Далее - стихиры Пасхи, сугубая ектения, "Премудрость", "Христос воскресе..." (трижды). Затем священнослужители запевают до половины "Христос воскресе...", а хор заканчивает, и бывает отпуст: "Воскресый из мертвых Христос, истинный Бог наш...". Далее диакон возглашает: "Во блаженном успении...". Пением "Вечной памяти" служба заканчивается.

Поминовение усопших в этот день совершается также и на кладбищах, куда верующие вместе с молитвой приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь "в невечернем дни Царствия Христова".

С Фоминой Недели начинается обычное ежедневное поминовение усопших (панихиды, сорокоусты и проч.), а также совершается таинство Брака.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me