Православные храмы

Храм преподобного Сергия Радонежского (на Соломенке)

Строительство Храмового комплекса в честь Преподобного Сергия…

Храм святителя Михаила, первого митрополита Киевского (в центральной клинической больнице)

У Центральной клинической больницы более, чем 100-летняя история. 24…

Публикации

Метафизика “елочки”, или размышления о Древе Жизни в Рождественскую ночь

Cлушая разные суждения о елочке — этой хрупкой и недолговечной рождественской…

Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек (XV–XVI в.), бывший сыном богатого греческого сановника…

Коли встановили Петрів піст

Встановлення Петрова поста відноситься до перших часів існування Православної…

Вся седмица, называемая Великой, или Светлой, есть как бы один великий светлый праздник Пасхи. Отцы Церкви и церковные правила VI Вселенского Собора (66-е правило) повелевают верующим в течение всей Светлой седмицы в храмах упражняться в пениях духовных, радуясь и торжествуя о Воскресшем Господе.

Богослужения на Светлой седмице совершаются при открытых царских вратах - в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери рая. Они остаются открытыми и после богослужения, а закрываются только в субботу, перед 9-м часом.

Во всю Пасхальную седмицу начало и окончание церковных служб совершается так же, как и в первый день (в Типиконе: "в понедельник светлыя седмицы на утрени" сказано, что иеромонах облачается только в мантию и епитрахиль: а иерей в фелонь и, таким образом, совершается утреня во всю Светлую седмицу. В практике - на утрени предстоятель облачается в полное облачение - как для совершения литургии. См.: Булгаков. Цит. соч., с. 583). Крестный ход бывает после литургии, начиная с понедельника.

К пасхальному канону, в конце каждой песни, присоединяются Богородичны (преп. Феофана и Иосифа), напечатанные в Цветной Триоди. Малые ектении произносятся только после 3-й, 6-й и 9-й песни. Каждение священник совершает с трисвечником и Крестом.

Литургия (так как по Уставу, в Пасхальную седмицу не отправляются обычные седмичные службы, посвященные каждый день седмицы особым святым и священным воспоминаниям, то священнику и диакону, готовящимся к служению литургии, нет основания вычитывать обычные каноны (бесплотным Силам, св. Иоанну Предтече и другим), назначаемые церковным Уставом для правила ко Св. Причащению. Обычно в Пасхальную седмицу священник и диакон вычитывают вечером пасхальный канон (вместо канона Иисусу Сладчайшему), канон ко Св. Причащению и пасхальный 1-й час (вместо вечерних молитв). Утром - пасхальный 1-й час и молитвы ко Св. Причащению)) совершается точно так же, как и в первый день: прокимен: Апостол, Аллилуарий и Евангелие - положены на каждый день Светлой седмицы особое. Причем Евангелие читается только одним диаконом.

Причастен для всех один и тот же: "Тело Христово приимите...".

В субботу после литургии разрезается и раздается молящимся артос. Перед этим читается из Требника молитва на раздробление артоса.

Вечерня предваряется пасхальным 9-м часом и имеет то же последование, что и в первый день, только на ней совершается вход с кадилом, а не с Евангелием. Евангелие не читается.

Примечание. Если в Светлую седмицу (за исключением первого дня) случится праздник великого святого (например, великомуч. Георгия, 23 апреля, или храмовой праздник), то к песнопениям Пасха присоединяются стихиры, тропарь, канон и другие песнопения в честь святого. На вечерни читаются паремии, на утрени бывает полиелей, степенна - 1-й антифон.4-го гласа, читается Евангелие и молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя...". Канона - два. Первый пасхальный, на 8, и святому, на 6-ть. Катавасия пасхального канона. Великого славословия не бывает. По 9-й песни - светилен Пасхи. "Слава" - Святого, "И ныне" - Пасхи. На хвалитех стихиры воскресни - 3, гл. 2-й, и святого 3, гл. 2-й. Стихиры Пасхи со стихами их. "Слава" - святого, гл. 2-й. "Да помавают праведная...', "И ныне" - "Воскресения день..." "Христос воскресе..." (3-жды). "Слава" - тропарь святому", "И ныне" - Богородичен воскресный 4-го гласа. Ектений и отпуст со крестом, как в 1-й день (поминается святой) ("Богослужебные указания на 1956 г.", с. 158). На литургии - прокимен, Апостол, Евангелие и Причастен дня и святого.

Есть обычай в пятницу Светлой седмицы совершать последование в честь обновления храма Пресвятой Богородицы "Живоносный (Живоприемный) Источник". На вечерни и утрени к пасхальным песнопениям присоединяются особые стихиры в честь Богородицы, а на утрени - канон Никифора Каллиста (ХIV в.).

На литургии - прокимен, Апостол и Евангелие дня и Богородицы.

После литургии обычно совершается освящение воды. Порядок его таков (в богослужебной практике Троице-Сергиевой Лавры).

После литургийного отпуста священнослужители выходят к сосудам с водой, и диакон произносит: "Благослови, владыко". Священник: "Благословен Бог наш...", и священнослужители поют трижды: "Христос воскресе...", затем стихи Пасхи:

"Да воскреснет Бог...". В это время совершается малое каждение. далее - "Бог Господь", тропари "Еже радуйся, ангелом приимшая..." и прочее последование малого освящения воды. При погружении Креста в воду поется обычный тропарь: "Спаси, Господи, люди Твоя...", и сразу бывает крестный ход.

По другой практике, освящение воды совершается по заамвонной молитве. Хор поет (трижды): "Христос воскресе...", настоятель произносит возглас: "Благословение Господне на вас...", и сразу хор поет тропари: "Еже радуйся, ангелом приимша..." и т.д.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me