Православные храмы

Свято-Троицкий храм на Жилянской

Изначально Свято-Троицкий приходской храм находился на месте скверика…

Храм равноапостольного князя Владимира (в Наводницком парке)

Закладка Владимирского храма была совершена Блаженнейшим Митрополитом…

Храм апостолов Петра и Павла (на Куреневке)

Деревянный Петропавловский храм на Куреневке известен с 1759 г. (по…

Публикации

Священник Петр Коломийцев: “Чаще всего инвалиды своими страданиями искупают чужие грехи”

Красота православного богослужения и мелодичность молитвенных текстов…

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

“Не судите, да не судимы будете…”

Не зря говорят, что храм — это больница для больных духовно и телесно. Именно…

Литургия в день Св. Пасхи бывает "порану", "труда ради бденнаго".

Начало литургии (ввиду того, что до Пятидесятницы "Царю Небесный..." употреблять за богослужением не полагается, вместо этой молитвы перед началом литургии на Светлой седмицы священнику рекомендуется читать трижды тропарь "Христос воскресе...", а от Фоминой Недели до отдания Пасхи также добавлять: "Слава в вышних Богу..." и "Господи, устне мои отверзеши...". От Вознесения до Троицы вместо "Царю Небесный..." обычно читают "Святый Боже...") - такое же, как и пасхальной утрени. Диакон: "Благослови, владыко". Священник: "Благословенно Царство...". Хор: "Аминь".

Затем священник перед престолом, имея в левой руке Крест и трисвечник, а в правой - кадило, и диакон на горнем месте со свечой поют трижды тропарь: "Христос воскресе...". Хор трижды повторяет.

Далее священнослужители поют стихи: "Да воскреснет Бог...". Хор после каждого стиха поет один раз тропарь: "Христос воскресе...". Священник с диаконом в это время совершает каждение престола, алтаря, иконостаса и народа. При каждении народа священник приветствует молящихся словами: "Христос воскресе".

Возвратившись в алтарь и стоя у престола, священнослужители поют: "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор: заканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". Затем - мирная ектения и пение праздничных антифонов: "Воскликните Господеви вся земля..." (они поются во все дни Светлой седмицы).

Малый вход с Евангелием бывает не через царские врата, а как обычно (Примечание: если служит епископ, то все выходы из алтаря и входя в него на Светлой седмице совершаются не через царские врата, а боковыми, т.е. как в обычное время). Входный стих: "В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых" (произносится во все дни Светлой седмицы), и сразу хор поет тропарь: "Христос воскресе...", ипакои: "Предварившия утро...", "Слава, и ныне" - кондак: "Аще и во гроб...". Вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся..." (на литургии антифоны, входной стих: "Елицы..." во все дни Светлой седмицы бывают как на Пасху (см.: Типикон. 1-й день Пасхи)). Прокимен: "Сей день, его же сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся вонь". Затем чтение Апостола (Деян., зач. 1-е) и Евангелие (от Иоанна, зач. 1-е). Евангелие положено читать на разных языках, особенно на древних, в знак того, что апостольская проповедь распространилась по всей земле среди всех народов (Мк. 16, 15). Диакон читает Евангелие обычно на славянском языке (о порядке чтений Евангелия на разных языках - см.: подробное указание у Розанова ("Богослужебный Устав") и К. Никольского, а также в "Богослужебных указаниях на 1949 и на 1950 гг.". Вып. II. Изд. Московской Патриархии. Настоятель по уставу должен читать Евангелие перед Престолом -лицом к востоку. Диакон - на амвоне также лицом к востоку. Кроме того, по уставу положено перед каждым чтением Евангелия ударять один раз в колокол, а по прочтении всего Евангелия - во все колокола (Типикон, гл. 50, л. 391; Никольский. Литургия в День Св. Пасхи, стр. 631-632; Розанов. Литургия в день Святой Пасхи, стр. 656-657).

После чтения Евангелия произносятся ектений сугубая и об оглашенных; заупокойной ектении не бывает (до вторника Фоминой седмицы).

Задостойник на литургии поется с припевом: "Ангел вопияше Благодатней..." в ирмос 9-й песни: "Светися, светися, новый Иерусалиме...".

Причастный стих: "Тело Христово приимите, Источника безсмертнаго вкусите".

Перед причащением народа - диакон: "Со страхом Божиим...". Хор: "Христос воскресе..." (единожды). Священник читает молитвы: "Верую, Господи, и исповедую...". После причащения -священник: "Спаси, Боже, люди Твоя...". Хор: "Христос воскресе..." (один раз). Священник: "Всегда, ныне и присно..." Хор - "Христос воскресе..." (один раз). Ектения: "Прости приимше...", возглас. Затем священник: "С миром изыдем" и заамвонная молитва, после которой освящается артос по особому чину (см. ниже). Затем хор поет трижды "Христос воскре-се...". Священник: "Благословение Господне на вас..." а затем, после "Аминь", поет с диаконом в алтаре "Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает. Отпуст - такой же, как и на утрени, только без трисвечника (Никольский. Цит. соч., с. 633).

Но если совершается крестный ход (а это бывает со второго дня Пасхи), то отпуст священник творит по его окончании. После возгласа: "Благословение Господне на вас..." духовенство поет в алтаре "Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает его и сразу начинается крестный ход. Впереди идет свещеносец с фонарем, за ним несут запрестольный Крест, иконы, хоругви и идут певцы (если совершается соборное служение, то вслед за певцами идут младшие священнослужители, причем первая пара несет артосы, а старшие несут Евангелие (с правой стороны) и икону Воскресения Христова (с левой). Старшие диаконы идут впереди настоятеля со свечами и кадилом). Священник идет с Крестом и трисвечником и кропит народ святой водой.

В это время хор поет пасхальные ирмосы. По выходе из храма, возле притвора, священник читает Евангелие. Диакон произносит: "И о сподобитися нам...". Хор: "Господи, помилуй" (3), затем - "Премудрость, прости". Священник: "Мир всем". Хор: "И духови твоему". Священник: "От Матфея святаго Евангелия чтение". Хор: "Слава Тебе, Господи...", и читается Евангелие. По окончании его диакон возглашает: "Господу помолимся, рцем вси". Хор: "Господи, помилуй" (трижды). Священник кропит народ св. водой со словами: "Христос воскресе". Верующие отвечают: "Воистину воскресе". Таким же образом чтение Евангелия совершается и на других сторонах храма. По возвращении в храм диакон произносит на амвоне сугубую ектению: "Помилуй нас, Боже...". Возглас: "Яко милостив и Человеколюбец Бог...". Затем священнослужители поют "Христос воскресе..." (до половины), а хор заканчивает: "И сущим во гробех живот даровав". Священник творит отпуст (такое окончание литургии бывает во все дни Светлой седмицы. Отпуст священник совершает с Крестом в руках, как и на утрени, и осеняет им народ).

По окончании литургии бывает христосование священнослужителей с народом. При целовании и приветствии христиане издревле дарят друг другу красные яйца. Яйцо есть символ жизни.

Обычай дарить пасхальные яйца, согласно древнему церковному преданию, ведет свое начало от св. Марии Магдалины, которая преподнесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием: "Христос воскресе".

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me