Православные храмы

Храм святителя Спиридона Тримифунтского

Идея строительства храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского…

Храм пророка и крестителя Господня Иоанна Предтечи

Однопрестольный деревяный храм. 6 февраля 2014 года в Соломенском…

Храм святителей Кирилла и Афанасия Александрийских (Кирилловская церковь на Куреневке)

Выдающийся памятник архитектуры и живописи ХII—ХIХ вв. Один из…
Публикации

Ветхозаветная Пасха как прообраз Пасхи Новозаветной

Таинства Нового Завета дают спасение, таинства Ветхого — обещали Спасителя.…

Александрийская богословская школа

Христианское огласительное училище в Александрии было основано еще святым…

Отец. Памяти протоиерея Николая Запорожца (11.03.1944 — 28.09.2006)

Николай Степанович Запорожец родился в с. Белозерье Черкасской области в…

Пасхальная утреня. Начало пения Цветной Триоди

Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима

(в древнейших уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в ХV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русский Церкви в ХVII в. по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается у кувуклии Св. Гроба Господня. В остальных восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах).

Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой -кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды).

В 12 часов ночи - удар в колокол.

После каждения священник становится на горнам месте и поет с диаконом стихиру (трижды): "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса, при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: "И нас на земли сподоби..." (к этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хоругви и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на - запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом - в правой и диакон со свечой). Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой - икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе...", крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается (у закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку). Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника. После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ (см.: Типикон. "Во святую и великую Неделю Пасхи, стр. 459) (без возгласа диакона: "Благослови, владыко"): "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, в во веки веков". Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе...", и хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог...", "Яко исчезает дым...". "Тако да погибнут грешницы...", "Сей день, его же сотвори Господь...", "Слава...", и "И ныне", а хор после каждого стиха - тропарь "Христос воскресе...".

После тропаря на "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря: "Христос воскресе из мертвых", а хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав".

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря "Христос воскресе..." входят в храм, ликуя и радуясь, "узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща". Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанна Дамаскин (VIII в.) (объяснение пасхального канона см.: в статье проф. М. Скабаллановича. Журнал "Проповеднический листок", 1913, №1 (имеется отдельный оттиск)).

Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса "Воскресения день...", а хор продолжает "Просветимся, людие...". После каждого тропаря канона припев: "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: "Христос воскресе..." (трижды) (по Уставу канон положено петь на 16; ирмосы на 4 и тропари на 12).

На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: "Христос воскресе". Верующие отвечают: "Воистину воскресе" и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением.

На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: "Христос воскресе".

После каждой песни и заключительного пения тропаря "Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, а священник - особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге "Служба на пасхальную седмицу".

После 3-й песня поется ипакои: "Предварившия утро...".

По 6-й песни - кондак: "Аще и во гроб..." и икос: "Еже прежде солнца...", затем - "Воскресение Христово видевше..." (трижды) и "Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость" (трижды).

На 8-й песни перед Троичным тропарем: "Отче Вседержителю..." поется припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе".

На 9-й песни вместо припева: "Христос воскресе из мертвых..." поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): "Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", и т.д.

По 9-й песни - эксапостиларий: "Плотию уснув..." (трижды) (если утреня совершается на середине храма, то духовенство входит в алтарь после вторичного пения эксапостилария: "Плотию уснув...", а хор поет третий раз).

Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его" (в богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опускаются; сразу после, эксапостилария поются стихиры Пасхи), "Пасха священная нам днесь показася...".

При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.

Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: "Аще кто благочестив и боголюбив...", в котором - на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) - все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: "Уст твоих..." (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

Затем произносятся две ектении - сугубая и просительная. После возгласа: "Твое бо есть...". Диакон: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Аминь". Утверди, Боже". Священник вместо возгласа: "Слава Тебе, Хрясте Боже..." поет "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст (Никольский. Цит. соч., с. 630. Богослужебные указания на 1949 г., с. 100).

"Христос, воскресни из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см.: "Богослужебные указания на 1958 г.", с. 125)).

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: "Христос воскресе". Народ трижды отвечает: "Воистину воскресе". Хор поет тропарь: "Христос воскресе..." (трижды), "И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению", а затем многолетие.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu