Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского бывшего Иорданского монастыря (на Куреневке)

Во времена древней Руси здесь существовал монастырь, а каменный храм…

Храм великомученика Димитрия Солунского в Жулянах

Приходской храм села Жуляны. Самая старая деревянная церковь,…

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Публикации

Благословіть запитати

На запитання читачів відповідає Блаженніший Володимир, Митрополит Київський і…

Православні літні табори

Спостереження православного педагога за позитивним впливом на дитячу душу…

Лаврские пещеры — новые открытия

В последнее время, после серии публикаций в СМИ об аварийном состоянии Ближних…

Пасхальная утреня предваряется торжественным КРЕСТНЫМ ХОДОМ вокруг храма, чтобы встретить Христа вне его, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Господа вне Иерусалима

(в древнейших уставах Греческой и Русской Церквей ничего не говорится о крестном ходе вокруг храма. В древности пасхальная утреня начиналась или непосредственно в притворе, из которого уже потом переходили в храм для пения утрени, или священник выходил в притвор из алтаря через северные двери, или же прямо через западные и в притворе начинал утреню. Так было и у нас до появления Иерусалимского Устава. Нынешний порядок начала утрени получил свое происхождение в ХV в., а окончательно утвердился в богослужебной практике Русский Церкви в ХVII в. по обычаю Церкви Иерусалимской, где крестный ход перед началом пасхальной утрени завершается у кувуклии Св. Гроба Господня. В остальных восточных Православных Церквах начало пасхальной утрени сходно с порядком, изложенным в Типиконе и древнейших греческих богослужебных книгах).

Перед началом утрени священник в полном облачении, имея в левой руке пасхальный трисвечник с Крестом, а в правой -кадило, совершает вместе с диаконом каждение престола (трижды).

В 12 часов ночи - удар в колокол.

После каждения священник становится на горнам месте и поет с диаконом стихиру (трижды): "Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити".

Вначале царские врата и завесы закрыты. При пении стихиры во второй раз открывается завеса, при пении ее в третий раз открываются царские врата и духовенство с пением первых слов стихиры выходит из алтаря на крестный ход, а хор продолжает: "И нас на земли сподоби..." (к этому времени несущие фонарь, запрестольный Крест, хоругви и образ Воскресения должны стать в известном порядке напротив царских врат, вблизи солеи, сюда же становятся и певцы. Все стоят сначала лицом к востоку; когда начинается шествие, то сразу все обращаются на - запад и спокойно выходят из храма. За ними идет священник с трисвечником и Крестом в левой руке и с кадилом - в правой и диакон со свечой). Старший священнослужитель берет Евангелие (с правой стороны престола), а с левой - икону Христа Спасителя, покрытые платом. Трезвон. Обойдя один раз вокруг храма с пением стихиры: "Воскресение Твое, Христе Спасе...", крестный ход входит в притвор и останавливается перед закрытыми западными дверями, ведущими в храм. Трезвон прекращается (у закрытых западных дверей участники крестного хода становятся лицом на запад. Священник становится напротив образа Воскресения, лицом к востоку). Священник кадит иконы, а также предстоящих и диакона. Затем диакон кадит священника. После этого священник, взяв кадило и стоя лицом к востоку, трижды крестообразно знаменует кадилом затворенные церковные двери и творит велегласно НАЧАЛО УТРЕНИ (см.: Типикон. "Во святую и великую Неделю Пасхи, стр. 459) (без возгласа диакона: "Благослови, владыко"): "Слава Святей, и Единосущной, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, в во веки веков". Хор: "Аминь". Духовенство трижды поет тропарь: "Христос воскресе...", и хор трижды повторяет тропарь.

Затем духовенство поет стихи: "Да воскреснет Бог...", "Яко исчезает дым...". "Тако да погибнут грешницы...", "Сей день, его же сотвори Господь...", "Слава...", и "И ныне", а хор после каждого стиха - тропарь "Христос воскресе...".

После тропаря на "И ныне" священнослужители поют первую половину тропаря: "Христос воскресе из мертвых", а хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав".

В этот момент открываются церковные двери и все участники крестного хода при пении тропаря "Христос воскресе..." входят в храм, ликуя и радуясь, "узрев Царя Христа из гроба, яко Жениха, происходяща". Священник входит в алтарь, а диакон на солее произносит мирную ектению.

После нее поется пасхальный канон, исполненный неземного восторга. Его составил св. Иоанна Дамаскин (VIII в.) (объяснение пасхального канона см.: в статье проф. М. Скабаллановича. Журнал "Проповеднический листок", 1913, №1 (имеется отдельный оттиск)).

Начальные слова ирмоса каждой песни запеваются в алтаре, а хор продолжает следующие за этим слова ирмоса. Например: духовенство поет первые слова ирмоса "Воскресения день...", а хор продолжает "Просветимся, людие...". После каждого тропаря канона припев: "Христос воскресе из мертвых". Каждая песнь заканчивается повторением ирмоса и заключительным пением (скоро) тропаря: "Христос воскресе..." (трижды) (по Уставу канон положено петь на 16; ирмосы на 4 и тропари на 12).

На всех песнях канона священник с диаконом совершает каждение алтаря, иконостаса и предстоящих (полагается каждение и всего храма). Кадя народ, священник приветствует (трижды) молящихся словами: "Христос воскресе". Верующие отвечают: "Воистину воскресе" и, взирая на Крест в руке священника, осеняют себя крестным знамением.

На 8-й песни каждение совершает диакон (со свечой в левой руке). Он также приветствует народ словами: "Христос воскресе".

После каждой песни и заключительного пения тропаря "Христос воскресе" диакон произносит малую ектению, а священник - особый возглас. Все эти возгласы приведены в Типиконе, Цветной Триоди и в книге "Служба на пасхальную седмицу".

После 3-й песня поется ипакои: "Предварившия утро...".

По 6-й песни - кондак: "Аще и во гроб..." и икос: "Еже прежде солнца...", затем - "Воскресение Христово видевше..." (трижды) и "Воскрес Иисус от гроба, якоже пророче, даде нам живот вечный и велию милость" (трижды).

На 8-й песни перед Троичным тропарем: "Отче Вседержителю..." поется припев: "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе".

На 9-й песни вместо припева: "Христос воскресе из мертвых..." поются особые припевы к ирмосу и тропарям. Первый припев (к ирмосу): "Величай, душе моя, воскресшаго тридневно от гроба Христа Жизнодавца", и т.д.

По 9-й песни - эксапостиларий: "Плотию уснув..." (трижды) (если утреня совершается на середине храма, то духовенство входит в алтарь после вторичного пения эксапостилария: "Плотию уснув...", а хор поет третий раз).

Затем поются хвалитные стихиры и стихиры Пасхи: "Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его" (в богослужебной практике хвалитные стихиры обычно опускаются; сразу после, эксапостилария поются стихиры Пасхи), "Пасха священная нам днесь показася...".

При пении стихир Пасхи священнослужители обычно христосуются в алтаре. Христосование с мирянами обычно относится к концу службы.

Сразу после стихир читается слово св. Иоанна Златоуста: "Аще кто благочестив и боголюбив...", в котором - на основании притчи Спасителя о работниках виноградника (Мф. 20, 1-16) - все призываются насладиться светлым торжеством Святой Пасхи и войти в радость Господа своего. После этого пасхального слова поется тропарь св. Иоанну Златоусту: "Уст твоих..." (единственное песнопение святому в службе Пасхи).

Затем произносятся две ектении - сугубая и просительная. После возгласа: "Твое бо есть...". Диакон: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Аминь". Утверди, Боже". Священник вместо возгласа: "Слава Тебе, Хрясте Боже..." поет "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ". Хор допевает: "И сущим во гробех живот даровав". Священник с Крестом (без трисвечника) совершает отпуст (Никольский. Цит. соч., с. 630. Богослужебные указания на 1949 г., с. 100).

"Христос, воскресни из мертвых, смертию смерть поправый и сущим во гробех живот даровавый, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (этот отпуст бывает на всю Светлую седмицу. Святые храма, дня и даже составитель литургии не поминаются (см.: "Богослужебные указания на 1958 г.", с. 125)).

После отпуста, осеняя народ Крестом на три стороны, священник трижды произносит приветствие: "Христос воскресе". Народ трижды отвечает: "Воистину воскресе". Хор поет тропарь: "Христос воскресе..." (трижды), "И нам дарова живот вечный, поклоняемся Его тридневному Воскресению", а затем многолетие.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me