Православные храмы

Крестовоздвиженская церковь на Подоле

Деревянная "на каменном фундаменте" приходская церковь Кожемяцкой…

Храм равноапостольного великого князя Владимира (в 18‑й больнице, на бульваре Шевченко)

Киевский Императорский Университет св. Владимира (современное…

Храм преподобного Агапита Печерского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию служили на Пасху 1998 г. Храм размещался в…

Публикации

Сияние Фаворского Света

В жизни Спасителя мира не было, и нет ничего случайного. Все, что делал и…

Святой Валентин Римлянин

С древности Святая Православная Церковь почитает трех мучеников по имени…

Василий Никифоров-Волгин: Молнии слов светозарных

Любил дедушка Влас сребротканый лад церковно­славянского языка. Как заговорит,…

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания Дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: "Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный".

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двупсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и "Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: "Благообразный Иосиф...", на "Славу" - "Егда снизшел еси к смерти..." и на "И ныне" - "Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются "непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или "похвалы" в честь Господа, "в мертвецех вменившагося".

В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

"... Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение" (Нестеровский. Литургика. СПб., 1905, ч. 2, стр. 190-191).

"Непорочны" с "похвалами" разделяются на 3 статии, или "славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: "Ангельский собор удивися..." - и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: "ВОЛНОЮ МОРСКОЮ", представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды (канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутскому, а остальные песни - Косме, еп. Маюмскому. Ирмосы: "Волною морскою..." - инокини Кассии IX в.). Припев к тропарям канона: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо "Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает: (см.: "Богослужебные указания на 1954 г.", стр. 204) "зрящи во гробе, Егоже во чреве без Семене зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

После канона и ектении поется: "Свят Господь Бог наш" и стихиры на хвалитех (на "И ныне" - "Преблагословенна еси, Богородице Дево..."). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного "Святый Боже..." совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был "на престоле со Отцом и Святым Духом". Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами:

"Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь: "Благообразный Иосиф...". В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды) (обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую субботу произошел иэ разновременных обычаев, существовавших в ХI-ХVI вв. (Б. Моск. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован от Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в ХVIII веке).

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон "Премудрость" и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго..." (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа - малый: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (см.: Службы на каждый день Страстной седмцы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе "поскору", без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: "Христос, истинный Бог наш...".

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней (в Великую Субботу - на утрени, на часах, вечерни, литургии - все молитвы, чтения и священнодействия, которые обычно бывают на солее, как то: входные молитвы, ектении, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва - все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей). Она начинается возгласом: "Благословенно Царство...". По Уставу, литургия начинается поздно, "о часе 10-м дне" (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества -Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на "Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения "Свете тихий", диакон сразу произносит: "Премудрость" (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви (от вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы "Царю Небесный". Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества).

По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: "Поим Господеви, славно бо прославися".

Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: "Славно бо прославися", а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: "Господа пойте и превозносите Его во веки", а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектения, возглас: "Яко свят еси...". Вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся..." - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой. Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо "Аллилуиа" поются стихи 31-го псалма с припевом: "Воскресни, Боже, судя земли, яко Ты наследиши во всех языцех".

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется тропарь: "Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: "Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Вместо "Достойно есть..." - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати...". Отпуст воскресный: "Воскресни из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (см.: "Богослужебные указания на 1957 г.", стр. 143).

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина (Типикон, стр. 456. Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Плащаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: "Благообразный Иосиф...", "Слава": "Егда снисшел...", "И ныне": "Мироносицам женам...". Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся", и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: "Господи Иисусе Христе, Боже наш..." (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице ("Богослужебные указания на 1949 и 1953 гг."). Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на "Господи, воззвах" поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на "И ныне" поется стихира Благовещения: "Послан бысть...", и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее - ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно - без совпадения Благовещения. После "Ныне отпущаеши" поется тропарь Благовещения, "Слава: Благообразный Иосиф...", "И ныне: Мироносицам женам...". Во время пения "Благообразный Иосиф..." - вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после "Бог Господь" поются следующие тропари: "Благообразный ИосиФ...", "Егда снизшел еси...", "Слава: Мироносицам женам...", "И ныне: Днесь спасения нашего главизна...". Затем поются "непорочны" с похвалами) в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me