Православные храмы

Покровский храм в Бортничах

Приходская церковь села Бортничи. Деревянная церковь в селе Бортничи,…

Свято-Троицкий собор на Троещине

Приходской храм Выгуровщины-Троещины. В ХІ — ХІІІ вв. между Троещиной…

Храм преподобных Антония и Феодосия Печерских (Южное кладбище)

25 сентября 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Публикации

Новомученики Кандарийские

В ХIII в. Кипр находился под властью королей из династии Лузиньянов. Захватчики…

Мы посланы Богом в этот мир постигать истину

Cвятых апостолов Петра и Павла Православная Церковь называет первоверховными.…

Числа – пророки

Со школьного возраста нам внушали, что человек произошел от обезьяны. Л.Н.…

В этот день Церковь воспоминает погребение Господа Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душею во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, введение разбойника в рай. Вместе с тем предсказывается и славное Воскресение Христово.

Основные воспоминания Дня Великой Субботы выражены в тропаре часов следующего дня - Святой Пасхи: "Во гробе плотски (т.е. телесно), во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй (т.е. наполняяй) Неописанный".

Богослужения, совершаемые в этот день: утреня с 1-м часом, часы 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных, литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней.

УТРЕНЯ Великой Субботы начинается по обычаю с двупсалмия. После шестопсалмия, великой ектении и "Бог Господь с обычными стихами поются три тропаря: "Благообразный Иосиф...", на "Славу" - "Егда снизшел еси к смерти..." и на "И ныне" - "Мироносицам женам...". Священнослужители в это время выходят из алтаря царскими вратами к Плащанице. Настоятель, раздав свечи сослужащим, совершает каждение вокруг Плащаницы, алтаря, народа и всего храма.

По окончании тропарей поются "непорочны", т.е. стихи 17-й кафизмы, и после каждого стиха - краткие песнопения, или "похвалы" в честь Господа, "в мертвецех вменившагося".

В практике стихи кафизмы поются хором, а тропари читаются священником. В это время молящиеся стоят с зажженными свечами.

"... Похвалы представляют в своем содержании дивное соединение высоких догматических созерцаний и сердечных чувств плача и радости. В них то прославляется неизреченное долготерпение и человеколюбие Божие и Его спасительные страдания, то изображается ужас и изумление всей твари, неба и земли при виде Господа, почившего во гробе, то раздается плач Богородицы и погребавших Его, то проливается отрадный луч надежды на Его воскресение" (Нестеровский. Литургика. СПб., 1905, ч. 2, стр. 190-191).

"Непорочны" с "похвалами" разделяются на 3 статии, или "славы", из которых каждая заканчивается малой ектенией и особым возгласом. В начале 2-й и 3-й статии бывает малое каждение (Плащаницы, местных икон, иконостаса и молящихся). Начало и конец каждой статии по обычаю поется.

Сразу после 3-й статии поются воскресные тропари: "Ангельский собор удивися..." - и совершается каждение всего храма.

После малой ектении читается седален, 50-й псалом и поется канон Великой Субботы: "ВОЛНОЮ МОРСКОЮ", представляющий собой и по содержанию, и по напеву дивное и прекраснейшее творение христианского богословско-религиозного песнотворчества. Канон читается на 12-ть, ирмосы по дважды (канон до 6-й песни включительно принадлежит Марку, епископу Индрутскому, а остальные песни - Косме, еп. Маюмскому. Ирмосы: "Волною морскою..." - инокини Кассии IX в.). Припев к тропарям канона: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". При пении канона священнослужители входят в алтарь. Здесь настоятель облачается во все священные одежды, а другие священники - только в фелонь и епитрахиль.

По 8-й песни вместо "Честнейшую" поется ирмос 9-й песни. Диакон поет начальные слова ирмоса 9-й песни: "Не рыдай Мене, Мати", хор продолжает: (см.: "Богослужебные указания на 1954 г.", стр. 204) "зрящи во гробе, Егоже во чреве без Семене зачала еси Сына: восстану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающия".

После канона и ектении поется: "Свят Господь Бог наш" и стихиры на хвалитех (на "И ныне" - "Преблагословенна еси, Богородице Дево..."). В это время священнослужители выходят из алтаря к Плащанице. Далее поется великое славословие, во время которого совершается троекратное каждение вокруг Плащаницы. При пении заключительного "Святый Боже..." совершается торжественное обнесение Плащаницы и Евангелия вокруг храма, чем живо и наглядно воспоминается погребение Спасителя.

Это обнесение Плащаницы вокруг храма совершается священнослужителями в предшествии фонаря, светильников, запрестольного Креста и хоругвей, при печальном перезвоне колоколов. Настоятель или архиерей идет с Евангелием под Плащаницей, поддерживаемый другими священниками.

После обнесения Плащаницу снова вносят в храм и подносят к царским вратам в знак того, что Господь Иисус Христос и по Своей смерти, пребывая телом во гробе, по Божеству Своему неразлучно был "на престоле со Отцом и Святым Духом". Когда хор закончит пение Трисвятого, настоятель, стоя под Плащаницей, возглашает перед царскими вратами:

"Премудрость, прости". Хор поет один раз тропарь: "Благообразный Иосиф...". В это время Плащаница полагается с Евангелием на прежнее место и совершается вокруг нее каждение (трижды) (обычай выносить Плащаницу и Евангелие на середину храма в Великую субботу произошел иэ разновременных обычаев, существовавших в ХI-ХVI вв. (Б. Моск. Собор 1667 г.), а обычай обносить Плащаницу вокруг храма был заимствован от Константинопольской Церкви и вошел у нас в богослужебную практику в ХVIII веке).

Затем следует тропарь пророчества, прокимен, читается паремия из книги пророка Иезекииля (37, 1-14), созерцающего воскресение мертвых под образом сухих костей на поле, оживших по повелению Божию; затем поется второй прокимен, читаются Апостол (Коринф., зач. 183 - о плодах смерти Спасителя) и Евангелие (от Матфея, зач. 113 - о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи).

Далее произносятся сугубая и просительная ектения. Диакон "Премудрость" и бывает особый отпуст - тот же, что на великих часах и на великой вечерни в Великую Пятницу.

После отпуста - целование Плащаницы при пении стихиры: "Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго..." (в это время елеем не помазывают) и читается 1-й час. Отпуст 1-го часа - малый: "Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистые Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (см.: Службы на каждый день Страстной седмцы, стр. 271 об.).

Часы 3-й, 6-й и 9-й с изобразительными совершаются вместе "поскору", без пения. Отпуст в конце изобразительных также малый: "Христос, истинный Бог наш...".

После изобразительных совершается литургия св. Василия Великого в соединении с вечерней (в Великую Субботу - на утрени, на часах, вечерни, литургии - все молитвы, чтения и священнодействия, которые обычно бывают на солее, как то: входные молитвы, ектении, паремии, Апостол, Евангелие (если служит диакон), малый и великий вход, заамвонная молитва - все, кроме причащения, совершается перед Плащаницей). Она начинается возгласом: "Благословенно Царство...". По Уставу, литургия начинается поздно, "о часе 10-м дне" (в 4-м часу дня по нашему времени), после вечерни, как бы входя этим в пределы наступающего радостнейшего дня Святой Пасхи, являясь предпразднством величайшего христианского торжества -Христова Воскресения.

На вечерни, после глубокосодержательных стихир на "Господи, воззвах" (воскресных и Триоди) и догматика 1-го гласа, совершается вход с Евангелием. По окончании пения "Свете тихий", диакон сразу произносит: "Премудрость" (а прокимна не бывает) и читаются 15 паремий (у Плащаницы), в которых заключаются прообразы страданий, смерти и воскресения Христа и пророчества о наступлении благодатного Царства Господа и славе новозаветной Церкви (от вечерни Великой Субботы и до малой вечерни накануне дня Св. Троицы прекращается употребление молитвы "Царю Небесный". Начиная с малого входа на литургии Великой Субботы до вечерни в день Св. Троицы коленопреклонения в храме отменяются в знак торжества).

По прочтении 6-й паремии (о чудесном переходе евреев через Чермное море) поется при открытых царских вратах песнь Моисея: "Поим Господеви, славно бо прославися".

Священнослужители в алтаре и хор поют многократно припев: "Славно бо прославися", а чтец читает стихи этой песни.

По прочтении последней паремии (о чудесном избавлении от огня трех отроков в пещи Вавилонской, прообразовавших невредимое исшествие Христа из гроба и ада) поется песнь трех отроков: "Господа пойте и превозносите Его во веки", а чтец читает стихи этой песни. Царские врата при этом открыты.

После паремии следует малая ектения, возглас: "Яко свят еси...". Вместо Трисвятого поется: "Елицы во Христа крестистеся..." - в воспоминание древнего обычая Крещения оглашенных в субботу перед Пасхой. Затем прокимен и чтение Апостола (Рим., зач. 91-е), в котором раскрывается значение и таинственная сила Крещения.

Чтением Апостола как бы оканчивается погребальный день субботний и начинает уже светить денница Воскресения, а потому с этого момента в храме отлагается все, что напоминало скорбь предыдущих дней. После Апостола вместо "Аллилуиа" поются стихи 31-го псалма с припевом: "Воскресни, Боже, судя земли, яко Ты наследиши во всех языцех".

Во время пения этого припева великопостные, черные одежды священнослужителей, а также облачения престола и жертвенника меняются на белые - в знак небесного света и славы воскресшего Господа и в напоминание о светлых ангелах, возвестивших мироносицам о Воскресении Христовом.

В Евангелии (Мф., зач. 115) возвещается о Воскресении Иисуса Христа. Далее литургия св. Василия Великого совершается обычным порядком.

Вместо Херувимской песни поется тропарь: "Да молчит всякая плоть человека, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: "Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лица ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрилатии серафими, лица закрывающе (в благоговении) и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа".

Вместо "Достойно есть..." - ирмос 9-й песни канона: "Не рыдай Мене, Мати...". Отпуст воскресный: "Воскресни из мертвых, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския, и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (см.: "Богослужебные указания на 1957 г.", стр. 143).

После отпуста бывает благословение пяти хлебов и вина (Типикон, стр. 456. Уготованный столик со всенощным блюдом, на которое полагаются хлебы и сосуд с вином, ставится перед Плащаницей, и вокруг него совершается троекратное каждение, при пении тропарей: "Благообразный Иосиф...", "Слава": "Егда снисшел...", "И ныне": "Мироносицам женам...". Эти же тропари поются и тогда, когда освящение совершается по заамвонной молитве. Затем диакон возглашает: "Господу помолимся", и священник читает обычную молитву на благословение хлебов: "Господи Иисусе Христе, Боже наш..." (см. Служебник), но без упоминания об елее и пшенице ("Богослужебные указания на 1949 и 1953 гг."). Если Благовещение случится в Великую Субботу, то накануне, в Великую Пятницу, на вечерни на "Господи, воззвах" поются стихиры дня и праздника (всего 10), причем на "И ныне" поется стихира Благовещения: "Послан бысть...", и бывает вход с Евангелием. Затем читаются три паремии дня и пять паремий праздника. Прокимен, Апостол и Евангелие на вечерни только дня, т.е. Великой Пятницы. Далее - ектении и стихиры на стиховне. Каждение престола, на котором лежит Плащаница, совершается как обычно - без совпадения Благовещения. После "Ныне отпущаеши" поется тропарь Благовещения, "Слава: Благообразный Иосиф...", "И ныне: Мироносицам женам...". Во время пения "Благообразный Иосиф..." - вынос Плащаницы.

В самый праздник служба начинается рано утром, как обычно, с утрени. На утрени после "Бог Господь" поются следующие тропари: "Благообразный ИосиФ...", "Егда снизшел еси...", "Слава: Мироносицам женам...", "И ныне: Днесь спасения нашего главизна...". Затем поются "непорочны" с похвалами) в память того, что древние христиане, оставаясь в храме от субботней литургии до пасхальной утрени, вкушением освященного хлеба и вина укрепляли свои ослабевшие силы на подвиг бдения в эту священную и спасительную ночь, предвозвестницу светозарного дня Воскресения.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me