Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Храм преподобного Сергия Радонежского (на «Даче Кулиженко»)

Освящение закладки храма архиерейским чином состоялось 9 / 22 ноября…

Спасо-Преображенский собор на Теремках 2

Спасо-Преображенский собор расположен в живописном уголке массива…

Публикации

Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения (от греч. “иностранка”, “странница”, “гостеприимная”)…

Православная церковная периодика: вчера, сегодня, завтра

Церковная периодика не может похвалиться такими же большими тиражами, как…

Православное богослужение. Вседневные службы

Отвечая на многочисленные просьбы наших читателей, интересующихся Православием,…

В Великую Пятницу совершаются три основные службы: УТРЕНЯ, ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ и ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ с МАЛЫМ ПОВЕЧЕРИЕМ. Литургия в этот день не совершается по причине глубокого сокрушений и сугубого поста в честь распятия и смерти Господа Иисуса Христа, а такие и потому, что в этот день Голгофская Жертва была принесена Самим Спасителем на Кресте.

УТРЕНЯ. "Последование святых и спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христе" должно начинаться, по Уставу, во 2-м часу ночи, потому что страдания Господа начались ночью с Четверга на Пятницу. Подобно ученикам, сопутствовавшим с пением ночью своему Учителю и Господу с Тайной Вечери в Гефсиманский сад, верующие также в ночь на Пятницу совершают утреню с пением антифонов и канона и назидаются слушанием евангельского повествования о страстях Христовых, так что главное содержание УТРЕНИ ВЕЛИКОГО ПЯТКА составляет чтение 12 Евангелий - избранных глав из благовествования всех четырех евангелистов. В этих Евангелиях подробно повествуется о последних часах земной жизни Спасителя, начиная с Его прощальной беседы с учениками после Тайной Вечери в кончая Его погребением во гробе Иосифа Аримафейского.

Начало утрени обычное. После шестопсалмия и великой ектении поется "Аллилуиа" со стихами великопостными и тропарь: "Егда славнии ученицы..." (трижды). Иерей в фелони выносит Евангелие на середину храма, после чего совершается полное каждение храма, которое бывает такие и перед 12-м Евангелием, а перед остальными - малое каждение.

По окончании пения тропаря произносится малая ектения и сразу же (после возгласа диакона: "И сподобитися нам...") читается 1-й Евангелие св. Страстей.

Перед чтением каждого Евангелия поется: "Слава страстем Твоим, Господи" (По Уставу петь: "Слава Тебе, Господи, слава Тебе") (а после Евангелия - "Слава долготерпению Твоему, Господи").

При чтении Евангелия священнослужители и народ стоят с зажженными свечами, выражая там пламенную любовь к Божественному Страдальцу и уподобляюсь мудрым девам, исшедшим со светильниками в сретение Жениху. В 1-м Евангелии (от Иоанна) излагается последняя прощальная беседа Господа Иисуса Христа с учениками и Его первосвященническая молитва.

Между первыми пятью Евангелиями (до 6-го) поется по три антифона (всего 15), произносится малая ектения и седален, во время которого совершается каждение. По окончании каждого седальна диакон возглашает: "И о сподобитися нам..." и читается Евангелие.

Содержание 15 антифонов весьма умилительно и назидательно для христианской души. В них изображаются страдания Богочеловека Иисуса Христа, Его любовь к роду человеческому, а также обличается законопреступный Иуда и восхваляется благоразумный разбойник.

После 6-го Евангелия поются (или читаются) "Блаженны" с тропарями, произносится малая ектения и поется прокимен: "Разделиша ризы Моя себе, и о одежде Моей меташа жребий", после чего читается 7-е Евангелие - о крестных страданиях Господа. По 7-м Евангелии читается 50-й псалом и следует 8-е Евангелие - о распятии Господа и исповедании благоразумного разбойника. Затем поется трипеснец Космы Маюмского: "К Тебе утреннюю..." (5-я, 8-я и 9-я песни). На 9-й песни "Честнейшую" не поем. Диакон запевает первые слова ирмоса 9-й песни: "Честнейшую херувим...", а хор продолжает: "И славнейшую..." (см.: Служба на каждый день Страстной седмицы, "Богослужебное указание 1949 г.", стр. 85). Причем после 5-й песни произносится малая ектения, а по 9-й песни - малая ектения и поется краткий, но полный глубочайшего сердечного умиления светилен: "Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя".

После светильна читается 9-е Евангелие - о словах Господа Спасителя, обращенных к Матери и возлюбленному ученику, о смерти Спасителя и прободении ребра. Затем читаются обычные хвалитные псалмы: "Хвалите Господа с небес..." и поются стихиры на хвалитех, после которых читается 10-е Евангелие - о снятии с Креста и погребении Господа. По окончании его читается славословие, произносится просительная ектения и читается 11-е Евангелие - о погребении тела Господа в новом гробе. Затем - стиховные стихиры (они же и на вечерни на "Господи, воззвах") и 12-е Евангелие - о приставлении стражи ко гробу и запечатании гроба. По окончании чтение Евангелие уносится в алтарь.

После 12-го Евангелия утреня оканчивается обычным порядком: читается "Благо есть" - единожды, Трисвятое по "Отче наш", поется тропарь Великого Пятка: "Искупил ны еси от клятвы законныя....", затем сугубая ектения: "Помилуй нас, Боже...". Диакон: "Премудрость". Хор: "Благослови". Священник: "Сый благословен...". Хор: "Утверди, Боже...". Священник: "Пресвятая Богородице...". Хор: "Честнейшую...". Священник: "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне" и "благослови", и бывает отпуст: "Иже оплевания, и биения, и заушения, и Крест, и смерть претерпевый за спасение мира, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко благ и Человеколюбец" (служба на каждый день Страстной седмицы, стр. 217).

1-й час не соединяется с утреней (кроме праздника Благовещения), а бывает вместе с 3-м, 6-м и 9-м часами.

ВЕЛИКИЕ ЧАСЫ, совершаемые в Великую Пятницу вместо литургии, отправляются все вместе (1-й, 3-й, 6-й и 9-й с чином изобразительных), по чину великих часов в Навечерие Рождества Христа и Крещения, т.е. по одному псалму остается с обычных часов и вновь вводится по два. На каждом часе читаются особые псалмы, имеющие отношение к воспоминаемым событиям. На "Слава" на каждом часе поется особый свой тропарь; после Богородична часа поется три особых тропаря и прокимен, а также читаются паремии, Апостол и Евангелие (от каждого Евангелиста). В конце великих часов читаются изобразительны "поскору", начиная: "Во царствии Твоем помяни нас Господи" и т.д. и бывает особый отпуст (см.: Служебник): "Иже нас ради, человек, и нашего ради спасения страшныя страсти и животворящий Крест и вольное погребение плотию изволивый, Христос, истинный Бег наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ в Человеколюбец" (этот же отпуст - в конце великой вечерни в Великий Пяток ив в Великую Субботу на утрени).

Великие часы составлены св. Кириллом, архиепископом Александрийским (V в.). А по Уставу, их должно совершать во 2-м часу дня, т.е. в 8 часов утра по нашему времени.

На ВЕЛИКОЙ ВЕЧЕРНИ в Великую Пятницу, которая относится к Великой Субботе и совершается обычно в 2 часа дня - около того времени, когда Спаситель умер на Кресте (в 10-м часу дня, т.е. в 4-м по полудни), воспоминается снятие с Креста пречистого Тела Иисуса Христа в Его погребение.

Начало: "Благословен Бог...". Чтец: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе", "Царю Небесный..." и т.д. После мирной ектении, стихир на "Господи, воззвах..." и входа с Евангелием читаются три паремии (из книг: Исход, Иова и пророка Исаии), в которых пророчески изображаются страдания Искупителе мира, причем перед первой и второй паремиями и перед Апостолом поются прокимны (во время чтений паремий и Апостола настоятель облачается в полное облачение для выноса Плащаницы).

После паремий читаются Апостол (Коринф., зач. 125 -о Божественной силе и премудрости, открывшихся в крестных страданиях Спасителя) и Евангелия (от Матфея, зач. 110), избранное из трех благовестий (кроме евангелиста Марка),-о страданиях и крестной смерти Господа.

После Евангелия - сугубая ектения, "Рцем вси...", "Сподоби, Господи...", просительная ектения и стиховные стихиры. На "Слава, и ныне" поется стихира: "Тебе одеющагося светом, яко ризою...".

В это время отверзаются царские врата, и настоятель совершает каждение вокруг Плащаницы (трижды). Затем читается "Ныне отпущаеши", Трисвятое по "Отче наш", и при пении тропарей: "Благообразный Иосиф с древа снем (сняв) Пречистое Тело Твое..." и "Слава, и ныне" - "Мироносицам женам...". Плащаница выносится на главах священнослужителей (обычно через северные двери алтаря) и полагаете посреди храма, на особом столе или гробнице, Главою Спасителя к северу (по храму она не обносится). Сам этот обряд также изображает снятие с Креста Тела Господа Иисуса Христа и положение Его по гроб (относительно выноса Плащаницы в Великую Пятницу в нынешнем Типиконе ничего не сказано, говорится лишь о выносе Плащаницы в Великую Субботу после великого славословия. О выносе Плащаницы в Великую Пятницу ничего не говорится и в древнейших Уставах Церквей греческих, южнославянских и древнерусских. Поэтому можно думать, что обычай выносить Плащаницу на великой вечерни в Великую Пятницу получил свое начало в практике нашей Церкви уже в ХVIII веке (позже 1695 года, когда наш церковный Устав (Типикон) сначала при патриархе Иоакиме, а затем при Адриане принял свой настоящий, неизменный состав). Обычай этот появился у нас под влиянием позднейшей практики восточных Церквей. В Церквах греческих и болгарских на великой вечерни при пении стихир на стиховне священнослужители, одетые в священные одежды, выходят из алтаря через северные двери, неся на голове епитафий (изображение на Плащанице погребения Спасителя). Впереди идут певцы, диаконы с лампадами и кадилами, позади священников, несущих епитафий, идет архимандрит или священник, несущий в руках Евангелие. Епитафий трижды обносится около гробницы (кувуклии) и поставляется внутри ее. В это время патриарх, не участвующий в выноса Плащаницы, сходит со своей кафедры, подходит к гробнице, поклоняется, целует изображение и отходит, то же делают священники, получают цветы из сук патриарха и отходят. Во все это время поют "Тебе одеющагося...". После чтения "Ныне отпущаеши...." и по "Отче наш" поются тропари и бывает обычный отпуст вечерни).

Затем бывает обычное окончание великой вечерни. Диакон: "Премудрость", хор: "Благослови" и прочее. Отпуст на великой вечерни в Великую пятницу тот же, что и на великих часах.

Тотчас после вечерни совершается малое повечерие, на котором поется канон, о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы". Этот трогательный канон составлен в Х веке Симеоном Логофетом. Канон полный, по уставу, читается на малом повечерии, по прочтении Символа Веры. По окончании 9-й песни вместо "Достойно" поется ирмос 9-й песни. Затем трисвятое по "Отче наш" и читается кондак: "Нас ради распятого...". Далее 40 раз "Господи, помилуй" и читается последование обычное. По прочтении молитвы: "Упование мое Отец..." священник произносит "Слава Тебе, Христе Боже...". Хор: "Слава, и ныне" и бывает малый обычный отпуст. После чего все прикладываются к Плащанице и лежащему на ней Евангелию (если в Великую Пятницу, в Великую Субботу или в первый день Пасхи случится храмовой праздник или праздник великомученика Георгия, то служба переносится: храма - на понедельник или вторник Светлой седмицы, а великомученика Георгия - на понедельник Светлой седмицы, причем служба праздника соединяется со службой дня (см. Типикон, 46-я храм. гл. и Марк. гл. под 25 апреля)) (елеем в это время не помазывают).

Согласно указу Святейшего Синода (в 1855 г.), вынос Плащаницы в праздник Благовещение, случившиеся в Великую Пятницу (если Благовещение случится в Великую Пятницу, то накануне, в Великий Четверг, на вечерни (соединяемой с литургией Василия Великого), на "Господи, воззвах" поются стихиры дня и праздника. Паремии - дня и три праздника. Далее - литургия св. Василия Великого, как обычно в Великий Четверг. Повечерие малое с трипеснцем. Служба на самый праздник начинается с утрени. Особенности этой утрени следующие. На "Бог Господь" - тропарь праздника (дважды), "Слава, и ныне" - "Егда славнии ученицы...". Затем - обычное последование чтения двенадцати страстных Евангелий. После 7-го Евангелия поется полиелей и величание Благовещения; затем - степенны 4-го гласа, 1-й антифон, прокимен и Евангелие Благовещения. Затем сразу же читается 8-е страстное Евангелие. После 8-го Евангелия Страстей и 50-го псалма поется стихира Благовещения и произносится молитва: "Спаси, Боже, люди Твоя...". Далее, по возгласе священника, поется канон Благовещения и дня, после 5-й, 8-й и 9-й песней катавасией служат ирмосы трипеснца. На 9-й песни (вместо "Честнейшую") - припевы Благовещения, а после 9-й песни - светилен праздника, "Слава" - дня, "И ныне" - праздника. Далее читается 9-е страстное Евангелие и до конца служба совершается как обычно в Великую Пятницу (на хвалитех и на стиховне - стихиры праздника и дня). Отпуст дня. После отпуста совершается 1-й час со всеми особенностями Великого Пятка, т.е. читается паремия, Апостол и Евангелие, а также прибавляется тропарь праздника и кондак. Часы же 3-й, 6-й и 9-й читаются так, как обычно бывает в Великий Пяток. Из песнопений праздника берутся только тропарь и кондак: тропарь праздника поется после тропарей часов, а кондак дня и праздника - попеременно. После чтения часов и изобразительных бывает полный отпуст. А затем совершается вечерня в соединении с Литургией св. Иоанна Златоуста. На вечерни - вход с Евангелием, прокимен и паремии дня. После малой ектении и возгласа: "Яко свят еси..." - Трисвятое. Затем - прокимен, Апостол и Евангелие сначала Благовещения, а затем дня. Задостойник и причастен - Благовещения), следует совершать на малом повечерии. Настоятель облачается в полное облачение, а прочие священнослужители - в малое. Повечерие начинается как обычно, но по прочтении "Верую" открываются царские врата и поется стихира: "Тебе одеющагося..." (каждение вокруг Плащаницы, лежащей на престоле). Далее, при пении тропаря "Благообразный Иосиф", Плащаницу выносят (северными дверями) на приготовленное на середине храма место. Затем - проповедь, целование Плащаницы и положенный на повечерии канон о распятии Господа и "На плач Пресвятой Богородицы".

По распоряжению митрополита Филарета (в 1855 г.) и святейшего патриарха Алексия (в 1950 г.) чин выноса Плащаницы в Великую Пятницу, совпавшую с праздником Благовещения, совершается в конце литургии, после заамвонной молитвы: поются стиховные стихиры вечерни (в это время царские врата закрыты) и далее все совершается по обычному чину (приведенному на стр. 255-256). Затем - "Буди имя Господне", 33-3 псалом и прочее литургийное окончание и отпуст (см. стр. 243) (об этом см.: "Богослужебные указания на 1950 г." Вып. II, изд. Московской Патриархии).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me