Православные храмы

Храм мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (в областной больнице)

Первая Литургия совершена в июне 1999 г. Храм размещается в…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…

Публикации

“Кресту Твоему покланяемся, Владыко…”

6 июля делегация Иерусалимской Патриархии во главе с Высокопреосвященнейшим…

Дрейфующие льдины и берег надежды. Протестанты о себе

“Что есть сердце милующее? Возгорение сердца человеческого о всякой твари”…

Церковь Христова врачует всего человека

К 10-летию социального служения Свято-Кирилловского прихода

В первые три дня Страстной седмицы Устав предписывает прочитывать всю Псалтирь, кроме 17-й кафизмы, читаемой на утрени Великой Субботы.

В Неделю ваий (воскресенье) вечером, служба начинается с 9-го часа, затем следуют вечерня (вечерня по своему составу такая же, как и в предыдущие воскресные дни, только прокимен не великий, а дневной: "Се ныне благословите Господа...". Вход с кадилом. Затем переоблачается престол и священнослужители в черные облачения (см.: Розанов, Устав, стр. 568)) и малое повечерие с трипеснцем. В Великие Понедельник и Вторник, вечером, служба начинается великим повечерием, а в Среду и в последующие дни, вечером, - малым повечерием. На всех повечериях поются трипеснцы св. Андрея Критского.

На УТРЕНИ, после "Аллилуиа", в первые три дня поется (трижды) особым напевом умилительный тропарь: "Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоде обрящет бдяща; недостоин же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и Царствия вне затворишися; но воспряни зовущи: свят, свят, свят еси, Боже, Богородицею помилуй нас". Этим тропарем Церковь напоминает нам о внезапном пришествии Судии мира и побуждает нас к духовному бодрствованию. По богослужебной традиции Троице-Сергиевой Лавры и храма Московской духовной академия, при пении "Се, Жених..." отверзаются царские врата и бывает каждение всего храма, после чего царские врата закрываются.

Вслед за тропарем стихословятся три кафизмы. После кафизм ектении не полагается, но тотчас по окончании третьей кафизмы и седальна диакон произносит: "И о сподобитися нам...". Царские врата открываются и читается (на престоле) особое (для каждого дня) Евангелие (в Понедельник - от Иоанна, зач. 84; во Вторник - от Матфея, зач. 90; в Среду - от Иоанна, зач. 41).

После Евангелия, 50-го псалма, молитвы "Спаси, Боже, люди Твоя..." и возгласа: "Милостию и щедротами...", поется трипеснец Триоди (в Понедельник - 1-я, 8-я и 9-я песни; во Вторник - двупеснец, 8-я и 9-я песни; в Среду - 3-я, 8-я и 9-я песни). Припев к тропарям трипеснцев и канонов в Страстную седмицу: "Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе". Библейские стихи не поются, но сразу ирмос и чтение канона. По окончании трипеснца в первые четыре дня поется светилен: "Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь (в него); просвети одеяние души моея, Светодавче, и спаси мя" (трижды).

В этом светильне мы исповедуем перед Господом свое недостоинство, сокрушаемся и плачем, подобно невесте, оставленной вне брачного чертога.

Далее - хвалитные псалмы и стихиры на хвалитех. По окончании стихиры на "И ныне" - чтец: "Тебе слава подобает..." и читает вседневное славословие. После просительной ектении и возгласа: "Яко Бог милости, щедрот и человеколюбия еси..." священник: "Мир всем". "Главы наша Господеви..." и произносится второй возглас: "Твое бо есть еже миловати...". Далее стихиры на стиховне, и чтец: "Благо есть исповедатися..." (дважды), Трисвятое по "Отче наш", тропарь: "В храме стояще славы Твоея...", "Господи, помилуй" (40), "Слава и ныне", "Честнейшую", "Именем Господним благослови, отче". Иерей: "Сый благословен...". Чтец: "Небесный Царю...". Иерей произносит молитву св. Ефрема Сирина с 16-ю поклонами, и чтец сразу без утреннего отпуста читает 1-й час, начиная: "Приидите, поклонимся...".

В первые три дня Страстной седмицы, начиная с вечерни в Неделю ваий и в конце служб - утрени, изобразительных (но в среду на изобразительных, вместе обычного отпуста: "Грядый Господь на вольную страсть...", священник лицом к народу читает молитву: "Владыко многомилостиве..." и по окончании ее произносит: "Благословите отцы святии, братия и сестры, и простите мне грешному, яже согреших во всей жизни моей и во всей святей Четыредесятнице словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы". Ему отвечают: "Бог да простит тебя и помилует, отче честный. Помолись и о нас грешных". Священник произносит: "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас". И далее возглас: "Молитвами святых отец наших..." и следует литургия Преждеосвященных Даров) и литургии, - бывает особый отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, святых праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых..." (святые дня, храма и составитель литургии не поминаются. (см.: "Богослужебные указания на 1958 г.", с. 98, а также: "Службы на каждый день Страстной седмицы", с. 31)).

В первые три дня Страстной седмицы на 3-м, 6-м и 9-м часах (на 6-м часе чтению Евангелия предшествует паремия. Но если на часах бывают кафизмы, то они как обычно прочитываются после псалмов часа, а затем произносится тропарь, например, "Иже в шестый день же и час на Кресте...". Далее Богородичен часа и Евангелие) последовательно и сполна прочитывается все Четвероевангелие (в 9-ти отделах) до слов: "Ныне прославися Сын Человеческий..." (Ин. 13, 32). Евангелие читается (на середине храма) после Богородична часа. Порядок выноса Евангелия бывает такой, как и на чтение великих часов.

Паремии, в отличие от паремий св. Четыредесятницы, взяты из других ветхозаветных книг. Так, на 6-м часе, вместо пророчества Исаии, читается пророчество Иезекииля, сочетавшего дивные образы херувимов на огненных колесницах, движимых Духом. На вечерне в первые четыре дня читается паремия не из книги Бытия, а из книги Исход - о бедствиях евреев в Египте и избавлении от них. Эти бедствия служили прообразом духовных бедствий греховного человечества и избавления от них страданиями Спасителя. Вторая паремия на вечерни читается из книги Иова (а до этого из книги Премудрости Соломона), невинного и безропотного страдальца, служившего прообразом страданий Спасителя.

В первые три дня Страстной седмицы совершается литургия Преждеосвященных Даров (в эти три дня вход бывает не с кадилом, а с Евангелием. (см.: Типикон, во святой понедельник вечера и т.д.). Примечание: если Благовещение случится в день, кроме субботы, воскресенья и понедельника в течение всего Великого поста, то накануне вечерня, по Уставу, совершается без 18-й кафизмы, даже и тогда, когда вечерня будет соединяться с литургией Преждеосвященных Даров. Например, если Благовещение совпало с четвергом, то в среду на литургии Преждеосвященных Даров на вечерни кафизмы 18-й нет (а Служебник предписывает перенесение святых даров с Престола на жертвенник именно во время 18-й кафизмы. В таком случае Св. Дары переносятся на жертвенник при пении стихир на "Господи, воззвах..." с обычными священнодействиями, т.е. - поклонами, каждением и т.д.)).

После пения "Да исправится молитва моя..." и молитвы св. Ефрема Сирина с великими поклонами читается Евангелие, соответствующее воспоминанию каждого дня (например, в Понедельник - Мф., зач. 98, во Вторник - Мф., зач. 102, в Среду - Мф. зач. 108). Апостол на литургии в эти дни не читается.

В Великую Среду в конце литургии (после "Буди имя Господне" и возгласа "Благословение Господне на вас...") последний раз читается молитва св. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. Далее священник произносит: "Слава Тебе Христе Боже...", отпуст: "Грядый Господь на вольную страсть...".

В Страстную седмицу, как и в первую седмицу Великого поста, не бывает поминовения усопших (Номоканон при Большом Требнике, гл. 169) и не совершается празднование памяти святых, так как вся седмица посвящена исключительно воспоминанию страданий и крестной смерти Господа (если храмовой праздник случится на Страстной седмице, а именно: в Понедельник, Вторник, Среду и Четверг, то служба его переносится на Неделю ваий, а если случится в Великую Пятницу или Субботу, то переносится на второй день Пасхи и совершается вместе с пасхальной службой по Марковой главе (как, например, о праздновании памяти св. вмч. Георгия). Если случится праздник Благовещения в Великий Понедельник, Вторник или Среду, то служба праздника соединяется со службой Триоди. Накануне Понедельника всенощное бдение начинается с великой вечерни, а накануне Вторника и Среды - с великого повечерия, переходящего (после вседневного славословия) в литию. На утрени поется вместо "Аллилуиа" "Бог Господь" и трижды тропарь праздника. Далее поется полиелей, величание, прокимен и Евангелие Благовещения. Каноны: первый праздника с ирмосом на 6, трипеснца на 8; катавасия Триоди. А в каких песнях нет трипеснца, то там канон праздника с ирмосом будет на 14; катавасия в таком случае берется праздника. Славословие читается. В конце утрени и на часах - молитва св. Ефрема Сирина (на часах по три поклона). Литургия совершается по чину св. Иоанна Златоуста в соединении с вечерней, то есть вечерня бывает перед литургией, как на литургии св. Василия Великого (см.: Типикон, под 25 марта). На литургии прокимен, Апостол, Задостойник и причастен Благовещения. Евангелие же на литургии читается праздника Благовещения и дня).

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me