Православные храмы

Храм святителя Луки Крымского (в Пушкинском парке)

Первую Литургию в храме прп. Агапита Печерского служили на Пасху 1998…

Храм святителя Феодосия Черниговского (Львовская площадь)

5 ноября 2012 года, в Пантелеимоновском монастыре в Феофании,…

Храм Воздвижения Креста Господня (на Пироговском кладбище)

В 1744 г. живший в пещере при Китаевой пустыни монах Досифей (преп.…
Публикации

Европа хочет снова поверить в Бога

На Мальте состоялась конференция “Религия и образование: возможность развития…

“Як до людей, так і люди”

Життєопис угодника Божого останніх часів схиігумена Амфілохія Почаївського…

О праздниках Церкви Христовой

Каждый человек в своей жизни выделяет те или иные праздничные дни и дни,…

Уставные особенности богослужения

В Неделю ваий - на вечерни и на утрени - поются два тропаря: первый - "Общее воскресение..." (дважды) и второй - "Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш, безсмертная жизни сподобихомся Воскресением Твоим и, воспевающе, зовем: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне" (единожды).

На УТРЕНИ, по полиелее - величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, осанна в вышних, и мы Тебе вопием; благословен Грядый во имя Господне".

Тропари: "Ангельский собор..." не поются. Степенна - 1-й антифон 4-го гласа: "От юности моея...". Прокимен: "Из уст младенец и ссущих...". Евангелие - только праздника (Мф., зач. 83). "Воскресение Христово видевше..." не поется, но сразу читается. 50-й псалом, во время которого священник с диаконом совершает троекратное каждение вокруг ваий, поставленных на середине, около аналоя. Затем, по окончании чтения 50-го псалма, диакон возглашает: "Господу помолимся".

Хор: "Господи, помилуй". Священник читает молитву на благословение ваий из Триоди: "Господи, Боже наш..." и затем трижды окропляет св. водой ваии, говоря: "Благословляется и освящается ваиа сия окроплением воды сея священныя, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа" (трижды) (в Типиконе, а также в пособиях по Уставу Никольского и Булгакова не имеется указания на произнесение этих слов и на окропление ваий святой водой. Это совершается в церковной практике по аналогии с освящением артоса (Требник, 2-я часть, л. 9)). Далее хор поет: "Слава: Днесь Христос...", "И ныне" - то же. Затем - "Помилуй мя, Боже...", и стихиру: "Днесь благодать...". Канон - св. Космы Маюмского - на 12, ирмосы по дважды.

Ваии раздаются молящимся во время помазания, которые стоят с ними и с зажженными свечами в продолжение канона, тем самым изображая собой древних жителей Иудеи, вышедших на сретение Господа при входе Его во Иерусалим.

Употребление ваий и с ними свечей при богослужении относится к древним временам, как об этом свидетельствуют святые отцы Церкви: Иоанн Златоуст, Амвросий, Прокл и другие. Эти зеленеющие ветви служат знамением победы над смертью и воскресения Христа. Свечи, которые держат при вербах, означают величие и светлость торжества воскресения Господа и немерцающий свет блаженного воскресения для вечной жизни.

Кондак: "На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, Грядый Адама воззвати".

На 9-й песни "Честнейшую" не поется. Диакон запевает начальные слова ирмоса 9-й песни канона: "Бог Господь и явися нам", и певцы продолжают: "...Составите праздник и, веселящееся, приидите, возвеличим Христа, с ваиами и ветвьми, песньми зовуще: благословен Грядый во имя Господа, Спаса нашего".

В конце всенощного бдения (и литургии) бывает отпуст праздника: "Иже на жребяти осли сести изволивый, нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш..."

Литургия совершается св. Иоанна Златоуста. Вместо изобразительных псалмов поются антифоны праздника. Входное: "Благословен Грядый во имя Господне...". По входе -тропари: "Общее воскресение..." и на "Слава" - "Спогребшеся...", на "И ныне" - кондак праздника. Затем - Трисвятое. Прокимен: "Благословен Грядый во имя Господне...". Стих: "Исповедайтесь Господеви, яко благ...". Апостол - к Филип., зач. 247, Евангелие - от Иоанна, зач. 41. Задостойник: один ирмос 9-й песни (без припева): "Бог Господь, и явися нам, составите праздник...".

Причастен: "Благословен Грядый во имя Господне...".

Лазарева суббота и Вербное воскресение служат переходом от Четыредесятницы к Страстной седмице.

Примечание. Если в Неделю ваий случится праздник Благовещения, то на "Господи, воззвах", литии и на стиховне поются стихиры праздника и Недели ваий. После прокимна: "Господь воцарися..." - читается восемь паремий: 5 - Благовещения и 3 - Ваий.

На благословении хлебов поются тропари Благовещения (дважды) и Ваий (один раз). Точно так же и на "Бог Господь".

После полиелея - величание Благовещения, прокимен и Евангелие Ваий, после освящения ваий - стихира Ваий.

Канон Благовещения и Ваий (с ирмосами обоих канонов). На 9-й песни вместо "Честнейшую" - припев праздника Благовещения, к тропарям же канона Ваий обычный припев: "Слава Тебе Боже наш, слава Тебе".

На литургии (св. Иоанна Златоуста) поются изобразительны. Входной стих: "Благовестите день от дне..." Прокимен, Апостол и Евангелие Благовещения и Ваий. Задостойник - Ваий. Причастен Благовещения и Ваий.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu