Православные храмы

Храм великомученика Георгия Победоносца (в Дарнице)

Георгиевский храм посвящен солдатам, погибшим и замученным в…

Храм пророка Илии на Подоле (Ильинская церковь)

Ильинская церковь — первый православный храм, построенный в столице…

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» (на Соломенке)

Деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»…

Публикации

Духовное богатство Великого поста

Поскольку Великий пост есть самое благоприятное время для борьбы с греховными…

Нам сроден Свет Его Божества

Не только в Церкви, в церковном языке, но и просто в человеческом обиходе…

Как “малой церкви” дойти до большой?

Жизнь часто ставит перед нами задачи, которые трудно решить самому. Автор этой…

По Уставу, вечером в среду 5-й седмицы служба начинается с двупсалмия. После шестопсалмия и великой ектении бывает "Аллилуиа" и троичные текущего гласа, затем кафизма (8-я), седален Октоиха, "Слава, и ныне" - Богородичен, после чего читается первая половина жития преп. Марии Египетской.

Далее псалом 50-й ("Спаси, Боже, люди Твоя..." не произносится), и тотчас начинается пение великого канона, который читается на середине храма, при закрытых царских вратах. Ирмосы - по дважды. Припев к тропарям канона: "Помилуй мя, Боже, помилуй мя". Катавасия поется только по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях. На 4-й, 8-й и 9-й песнях присоединяются трипеснцы, которые читаются перед песнями великого канона, но ирмосы их не поются, "Слава, и ныне" не бывает. Припев к трипеснцам: 1) "Святии Апостоли, молите Бога о нас"; к троичным тропарям: 2) "Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе", а к Богородичным: 3) "Пресвятая Богородице, спаси нас".

По катавасии 3-й песни - малая ектения, седален, после которого читается вторая половина жития преп. Марии (в практике чтение жития преп. Марии Египетской бывает так: первая часть - после "Аллилуиа" и троичных тропарей, а вторая - после кафизмы).

По 6-й песни - кондак: "Душе моя..." и икос, и читаются "Блаженны" с тропарями. По 8-й песни диакон с кадилом перед образом Божией Матери возглашает: "Богородицу и Матерь света...". Хор: "Честнейшую...". После 9-й песни и малой ектении читается светилен - Троичен текущего гласа. Далее читаются хвалитные псалмы и вседневное славословие. Остальное все, как обычно (см.: Типикон, четверг 5-й седмицы Великого поста; "Богослужебные указание на 1958 г.", стр. 87).

Суббота 5-й седмицы называется СУББОТОЙ АКАФИСТА, а сама служба получила название "Похвалы Пресвятой Богородицы". В этот день на утрени читается акафист Божией Матери в память Ее заступничества и избавления Константинополя в эти дни поста от сарацин и скифов в 628 году.

Акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака: первая часть акафиста читается после 16-й кафизмы и малой ектении; вторая часть - после 17-й кафизмы ("Непорочных") и малой ектении; третья часть - после 3-й песни канона и малой ектении; четвертая часть - после 6-й песни канона и малой ектении.

Каждое чтение начинается и заключается пением кондака: "Взбранной Воеводе...". На каждое чтение священнослужители входят через царские врата на середину храма (каждение всего храма бывает перед первыми тремя кондаками и перед последними, а на остальных малое каждение. По Типикону акафист положено читать в алтаре, но, по пособию Никольского, его совершают на середине храма (см.: Типикон, с. 435; Никольский, с. 601).

Если случится в этот день праздник Благовещения, то акафист не отменяется. Особенность богослужения будет состоять в том, что после второго выхода и чтения последующих кондаков и икосов священники не возвращаются в алтарь, но остаются на середине храма, и совершается полиелей. Помазание совершается после окончания чтения акафиста, после 6-й песни канона. Если случится праздник 40-ка мученикам, то служба им переносится на воскресенье 5-й недели (см.: Типикон, 9 марта, Маркова глава)).

В конце утрени поется великое славословие.

В пятую Неделю (воскресенье) Великого поста Церковь воспоминает и прославляет св. Марию Египетскую, великую подвижницу V-VI вв. (память 1 апреля по старому стилю, умерла в 530 г.), и в ее лице представляет нам образ истинного покаяния, ободряет нас надеждой на неизреченное милосердие и человеколюбие Божие к искренне кающимся.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

ukrline.com.ua Mu Rambler's Top100 ya.ts ya.me