Православные храмы

Храм благоверного князя Александра Невского (в полку МВД «Беркут»)

Престольный праздник: дни памяти Блгв. кн. Александра Невского (30…

Храм святителя Николая Мирликийского (на Позняках)

Строительство храма началось в октябре 2004 г. Первая Литургия…

Храм великомученика Георгия Победоносца (в Дарнице)

Георгиевский храм посвящен солдатам, погибшим и замученным в…
Публикации

“Вместе идущие”. Столичный храм святителя Феодосия Черниговского

На православной карте столицы храм Феодосия Черниговского появился неслучайно.…

Новозаветный город Назарет

Назарет расположен среди невысоких гор Нижней Галилеи. Этот маленький городок…

Книга общегосударственного значения

23 мая в киевском Доме учителя состоялась научно­-практическая конференция…

Третья Неделя Великого поста

ТРЕТЬЯ Неделя (воскресенье) Великого поста называется КРЕСТОПОКЛОННОЙ: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является чин ВЫНОСА КРЕСТА на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (1 августа) и Воздвиженье (14 сентября) (полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. подробное указание о приготовлении и выносе Креста на праздник Воздвижения Креста Господня). Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу - тропари: "Ангельский собор удивися...". В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как в в праздник Воздвижения) - вынос Креста, произносится "Премупоость, прости" перед царскими вратами. На литургии вместо "Святый Боже" поется "Кресту Твоему..." , читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Марка, зач. 37).

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу.

В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов (выражение: "по отпусте часов" указывает не на отпуст, произносимый перед вечерней, а вообще на конец часов, т.е. поклонение Кресту совершается по отпусте. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено определеннее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии часов, по последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас 2-й, "Приидите, вернии..." (Триодь Постная, последование пятка 4-й седмицы). Последнее же Трисвятое то, которое бывает по окончании великопостных часов, находится в чине Изобразительных. А чин Изобразительных относится к службе часов (См. Никольский, стр. 598)).

Поклонение Кресту в понедельник и среду: На 1-м часе, во время чтения Богородична: "Что тя насечем...", из алтаря царскими вратами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: "Кресту Твоему...". То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: "Приидите, вернии...". После поклонения чтец читает: "Трисвятое..." и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются (Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.). На всех Часах и Изобразительных: кондак "Не ктому пламенное оружие". Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди (см.: Типикон. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу)

В пятницу, во время молитвы "Всесвятая Троице...", открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест, и в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: "Премудрость", "Достойно есть..." и прочее (см.: Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочитанные в Ленинградской духовной семинарии, ч. II, с. 46. Также Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100).

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста (начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой Среды начинают произноситься особые ектении о готовящихся к Просвещению (Крещению)).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu