Православные храмы

Храм иконы Божией Матери «Экономисса»

21 декабря 2010 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита…

Храм Всех святых (храмового комплекса кафедрального собора Воскресения Христова)

Храм рассчитан примерно на 300 человек и возведен, как временный,…

Храм иконы Божией Матери «Всецарица-Пантанасса» (в 9‑й больнице, на Сырце)

В 1869 г. на просторной загородной территории у реки Сырец от…
Публикации

Небесное воинство. 8/21 ноября Православная Церковь празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных…

Можно ли молиться об умерших некрещеными. 19 октября / 1 ноября — память святого мученика Уара

Очень часто люди, приходящие в храм, спрашивают, можно ли поминать умерших…

Спасительные страдания

С трастями Господними Святая Церковь называет страдания Спасителя, которые Он…

Третья Неделя Великого поста

ТРЕТЬЯ Неделя (воскресенье) Великого поста называется КРЕСТОПОКЛОННОЙ: в службе этой Недели Церковь прославляет святой Крест и плоды крестной смерти Спасителя.

Особенностью богослужения этой Недели является чин ВЫНОСА КРЕСТА на середину храма для поклонения. Совершается этот чин, как и на праздники: Происхождение Древ Честнаго Креста (1 августа) и Воздвиженье (14 сентября) (полиелей во все эти дни совершается в алтаре. См. подробное указание о приготовлении и выносе Креста на праздник Воздвижения Креста Господня). Отличие от праздника Воздвижения Креста Господня состоит в том, что в Неделю Крестопоклонную, а также 1 августа, если этот день случится в воскресенье (в остальные дни в этот день по Уставу положена служба с великим славословием), по полиелее величание Кресту не поется, но сразу - тропари: "Ангельский собор удивися...". В конце утрени, в конце великого славословия (настоятель облачается во все одежды и чин выноса совершается так, как в в праздник Воздвижения) - вынос Креста, произносится "Премупоость, прости" перед царскими вратами. На литургии вместо "Святый Боже" поется "Кресту Твоему..." , читаются особые Апостол (Евр., зач. 311) и Евангелие (Марка, зач. 37).

Крест находится посреди храма до пятницы 4-й седмицы.

По Уставу положено делать 4 поклонения на Крестопоклонной неделе: в воскресенье, в понедельник, в среду и пятницу.

В воскресенье бывает поклонение Кресту только на утрени; в понедельник и среду оно совершается на 1-м часе, а в пятницу по отпусте часов (выражение: "по отпусте часов" указывает не на отпуст, произносимый перед вечерней, а вообще на конец часов, т.е. поклонение Кресту совершается по отпусте. В Триоди Постной время поклонения Кресту означено определеннее, а именно: Крестопоклонение бывает по отпетии часов, по последнем Трисвятом. Поем стихиры, глас 2-й, "Приидите, вернии..." (Триодь Постная, последование пятка 4-й седмицы). Последнее же Трисвятое то, которое бывает по окончании великопостных часов, находится в чине Изобразительных. А чин Изобразительных относится к службе часов (См. Никольский, стр. 598)).

Поклонение Кресту в понедельник и среду: На 1-м часе, во время чтения Богородична: "Что тя насечем...", из алтаря царскими вратами выходит иерей и кадит Крест на аналое с четырех сторон, и поет трижды: "Кресту Твоему...". То же поют певцы трижды. Иерей поклоняется, за ним все присутствующие так же. Певцы поют: "Приидите, вернии...". После поклонения чтец читает: "Трисвятое..." и прочая, а иерей уходит в алтарь и царские врата закрываются (Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100.). На всех Часах и Изобразительных: кондак "Не ктому пламенное оружие". Во вторник на вечерни, в среду и пятницу на утрени поется вся служба только Триоди (см.: Типикон. В неделю 3-ю вечера, а также в среду и пятницу)

В пятницу, во время молитвы "Всесвятая Троице...", открываются царские врата и иерей с кадилом и диакон со свечей выходит ко Кресту. Совершается каждение и прочее все, как в понедельник. По окончании целования иерей возлагает на свою главу Крест, и в предшествии диакона с кадилом и свечей, вносит Крест в алтарь, полагает его на престоле и кадит его крестообразно. Закрываются царские врата. Затем возглас: "Премудрость", "Достойно есть..." и прочее (см.: Успенский. Лекции по Церковному Уставу, прочитанные в Ленинградской духовной семинарии, ч. II, с. 46. Также Богослужебные указания на 1957 г., стр. 100).

Вынос и поклонение Кресту в Крестопоклонную Неделю совершается с той целью, чтобы видом Креста и напоминанием о страданиях Спасителя укрепить верующих в прохождении трудного поприща поста (начиная со среды 4-й (Крестопоклонной) седмицы, на литургиях Преждеосвященных Даров до самой Великой Среды начинают произноситься особые ектении о готовящихся к Просвещению (Крещению)).

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu