Православные храмы

Храм святителя Николая Мирликийского (в детском доме «Малятко»)

Детский дом «Малятко» около 10 лет духовно окормлялся до постройки…

Храм преподобного Моисея Угрина (при Центре эндокринной хирургии)

Храм находится на территории Украинского научно-практического центра…

Храм мученика Трифона (на Троещине-Вигуровщине)

Село Милославичи впервые упоминается под 1396 г. В XVI в., когда…
Публикации

На Чужой территории

Есть место, при упоминании о котором далеко не каждый человек может сохранять…

Правда о “Свидетелях Иеговы”

Cекта “Свидетелей Иеговы” появилась в ХІХ веке и ничего общего со Святой…

...Мы стали в чем-то лучше

По благословению Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины,…

Князья Олельковичи — поборники Православия

Triptih1В середине ХV века в качестве наместника великого князя литовского Киевом правил Александр (Олелько) Владимирович. Он и его потомки, известные в истории под именем Олельковичей, запомнились благочестивой жизнью и особенным вниманием к Великой печерской церкви, в юго-западной части которой, как известно из “Тератургимы”, возле своего предка — Киевского князя Владимира Ольгердовича — рядом с гробом преподобного Феодосия и были похоронены князья из этого рода: Александр Владимирович, Симеон Александрович, Василий Симеонович и Георгий Юрьевич.

В начале ХV в. Киев подчинялся Великому княжеству Литовскому. По указу князя Литовского Казимира в Киеве была образована латинская епископия. Гонения на православных возрастали.

В 1443 г. князь Литовский Казимир отдал Киев в управление православному князю Александру (Олельку) Владимировичу, князю Слуцкому.

Князь Александр, от имени которого пошло название рода Олельковичей, был сыном князя Владимира, а Владимир — старшим сыном Ольгерда и Марии. По настоянию матери Владимир Ольгердович был крещен в православную веру. С 1362 г. он управлял Киевом, покровительствовал Православной Церкви, почему и похоронен в Успенском соборе.

Князь Александр Владимирович совершил много добрых дел и, как указывает летопись, был умным, справедливым и необычайно деятельным князем. Его смерть исследователи относили к 1455 г., исходя из того, что с этого года в Киеве начал княжить его сын Симеон Олелькович. Еще в XVIII в. в Успенском соборе над захоронением князя Александра Владимировича сохранялась надпись: “Александр Владимирович, князь и хозяин земли Киевской, который стал перед смертью иноком, здесь похоронен. Лета 6992 (1484)”.

Таким образом, Александр Владимирович оставил княжение и постригся в монахи (согласно источникам, с именем Алексий). То есть в 1455 г. он умер для мирской жизни, став монахом, возможно, Киево-Печерского монастыря. Вероятно, именно поэтому его сын Симеон способствовал восстановлению Успенского собора Печерской обители.

В годы правления княжеских наместников — Слуцкого князя Александра Владимировича и его сына Симеона (1455–1470) Киевское удельное княжество имело относительную самостоятельность. Умирая, князь Симеон Олелькович поручил заботиться о подростке-сыне и своей семье князю Литовскому Казимиру, но тот превратил Киевское княжество в воеводство и, несмотря на сопротивление киевлян, назначил в Киев воеводой Мартина Гаштольда — католика. С тех пор князья Олельковичи владели только Слуцком (Беларусь), где еще в 1508 г. жила вдова Симеона Олельковича Анастасия.

 

Восстановление Успенского собора

В 1240 г. монголо-татары разрушили Успенский собор. Синопсис так описывает это разрушение и состояние собора после него: “Нечестивые варвары таранами стены каменные монастырские столкши и до основания сокрушивши… и самою небеси подобную Церковь Пресвятой Богородицы Печерскую оскверниша, от всего украшения обнажиша и крест с головы церковныя златокованый сняша, а полцеркви до окон... сваливши; также верх алтаря великого по перси иконы Пресвятыя Богородицы сбивши… совсем раскидали”.

Нужно отметить, что собор восстанавливали и частично ремонтировали в XIII и XIV вв., но какой вид он имел тогда — нам не известно. После установления в Киеве литовского господства, собор упоминается как действующий храм.

Большие работы по восстановлению собора были проведены в 1470 г. Симеоном Олельковичем. В Густынской летописи записано, что Успенскую церковь Симеон Олелькович “украсил иконным писанием и обогатил златом, и сребром, и утварью церковной”.

 

Рельеф-триптих на Лаврской колокольне

Triptih2Об архитектуре Успенского собора этого периода дает представление древнейшая гравюра, помещенная в лаврских изданиях 1623 г. Существует и  редкий памятник 1470 г. — рельеф-триптих, выполненный по заказу Симеона Олельковича в честь окончания работ по восстановлению Успенского собора. На нем вырезано: “Основана бысть церковь Пресвятая Печерская на старом основаніи при великом короли Казимире благоверным Семеном Александровичем, отчичомъ кіевским, при архимандрите Іоанне”.

Рельеф-триптих состоит из изображения Богоматери Оранты и основателей монастыря Антония и Феодосия. Фигуры преподобных размещены, как на иконе XIII в. “Богоматерь Печерская Свенская”. Феодосий представлен рельефно, повернутым влево, лицом к Богоматери. Он одет в простую монашескую мантию, с непокрытой головой. В левой руке преподобный держит свиток с надписью — цитатой из его завещания, приведенного в Печерском Патерике. Десницей Феодосий указывает на Богоматерь. Высота этого барельефа — 48,95 см, ширина — 37,83 см. Рельеф с изображением преподобного Антония такого же размера. Одет преподобный Антоний в монашескую мантию, на голове — клобук. Десницей он указывает на Богородицу. В левой руке Антоний держит свиток с надписью: “Яко положенные зде вся суть помилованы”.

Фигуры преподобных Антония и Феодосия намного меньше, чем Богоматери, но вместе с ней создают единую целостную композицию.

Высота рельефа Пресвятой Богородицы — 55,63 см, а ширина — 40,05 см. Края его украшены рамкой из акантовых листьев, которая опирается на шары и призмы, как и в изображении преподобных. Посредине рельефа — стройная фигура Богоматери в молитвенной позе. Стоит она на продолговатом камне.

Триптих находился на сплошной плите из белого камня — тернопольского мраморовидного известняка. При восстановлении церкви после пожара 1718 г. его сняли с алтарной апсиды Успенского собора, разрезали и вмонтировали под дверными арочными отверстиями колокольни. Разместили преподобных не так, как на триптихе. Некоторые исследователи считают, что это ошибка строителей. Однако это не соответствует действительности. Триптих не имел никакого отношения к колокольне, поэтому рельефам здесь придали новый смысл.

Осмотреть изображения, установленные на колокольне, одновременно невозможно, ведь между ними большое расстояние, поэтому каждый рельеф воспринимается как отдельная икона. Текст триптиха был разъединен, да и не читался, ведь размещался достаточно высоко.

Рельефное изображение Богоматери прикрепили над западными дверьми колокольни, то есть, как и ее образ в Успенском соборе, Оранта повернута лицом на запад. Изображения преподобных размещены параллельно, и теперь Антоний и Феодосий десницами указывают не на Оранту, а на дом Божией Матери — Успенский собор. Преподобные будто направляются к храму, построенному их усилиями.

И сегодня три рельефа находятся на стенах над северными, южными и западными дверьми нижнего яруса Великой лаврской колокольни. Они нуждаются в реставрации, но их дальнейшая судьба так и остается не решенной. Триптих — не только редкий памятник XV в., свидетель восстановления Успенского собора в 1470 г., но и память о православных князьях Слуцких, наместниках Киевских, Александре (Олельке) Владимировиче и его славном сыне Симеоне Александровиче.

Алла Бартош,

ведущий научный сотрудник

Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu