Православные храмы

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Покровский храм на Приорке

Православная деревянная церковь неизвестного названия существовала на…

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…
Публикации

Шаман с Библией, или «Посольство Божье» как субъект теневой религии

Владимир Жукотанский знает секту “Посольство Божье” и ее лидера не понаслышке.…

На Ивана или на купала?

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической…

Мученик Гавриил Белостокский

Святой мученик Гавриил родился 22 марта 1684 г. в православной семье в селе…

Современному студенчеству — о Православии

Более трех лет в МАУП действует кафедра религиоведения и теологии, на которой трудятся преподаватели Киевской Духовной Академии и Семинарии, неся богословские знания современным украинским студентам. В рамках деятельности этой кафедры МАУП издано учебное пособие “Основы православной веры” иерея Дионисия Мартышина, кандидата богословия, заведующего кафедрой религиоведения и теологии МАУП.

Автор книги ставит перед собой скромное и в то же время грандиозное задание — раскрыть основы православной веры. Этот труд можно считать и учебным пособием, и апологетическим размышлением над современной жизнью Православной Церкви. Книга ориентирована на студентов и призвана ознакомить их с основами православной веры и теологической проблематикой.

Сквозь призму православной теологии автор показывает неразрывность религиозного опыта и личной жизни современного человека, а также глухие углы и трагические для человечества последствия, к которым приводит секуляризация и нарушение гармонии божественного и человеческого — этих двух извечных логосов. Исключительная ценность этого учебного пособия заключается в том, что автор учит студента философскому мышлению и философско-богословскому творчеству.

Безусловно, это учебное пособие претендует на то, чтобы быть начальным вступлением к православному вероучению. Но нужно заметить, что оно не имеет исторического характера и не исчерпывает всех теологических воззрений и концепций, рассматривающихся на его страницах. Иначе говоря, метод этого учебного пособия не исторический, а научно-апологетический. Это метод абстрактно-синтетический, то есть он многое заимствует из огромного материала истории Церкви, религиозной этики, догматического богословия, экклезиологии, литургического богословия и философии (что свидетельствует о разностороннем подходе), чтобы достичь синтеза философской проблематики и православной теологии, который может ввести читателя в вопросы жизни Православной Церкви.

Итак, речь идет о попытке написания введения в способ богословствования, а не просто в историю православного вероучения и теологических исследований. Книга так или иначе предлагает конкретный способ богословствования.

Но автор пособия — и в этом его заслуга — пользуется разнообразным богословским и философским материалом и стремится синтезировать философскую и религиозную проблематику. Поэтому данная книга характеризуется четкой позицией, которую читатель постепенно выяснит для себя, знакомясь с последующими страницами. Но то, что в книге освещен взгляд автора, совсем не означает, что она не может быть учебным пособием по вопросам православного вероучения.

Автор стремился, чтобы книга была не только вступлением к основам православной веры, но и чтобы она вела читателя между богословскими направлениями и взглядами современных известных теологов и религиозных мыслителей, изложенными на ее страницах, к самой возможности полемизировать и философствовать согласно позиции книги, параллельно или вопреки ей. Если студент, завершая ознакомление с пособием, будет иметь возможность лично рассматривать жизнь Православной Церкви и углубляться в теологические проблемы, которые в нем рассматриваются, давать предложения для их решения, тогда пособие будет соответствовать своему назначению.

Книга освещает только главнейшие вехи формирования православного богословия. Но нужно заметить, что автор ни в коем случае не претендует на исчерпывающий анализ затронутой им темы.

Цель учебного пособия — прежде всего подтолкнуть читателя к размышлениям, дать студенту возможность самостоятельно углубить ту или иную принужденно эллиптическую или слишком лаконичную формулировку, показать ему обобщенную картину, осмысление которой должно опираться на новейшие научные достижения. Если сравнить этот труд с другими учебниками, то видно, что в нем не повторяется тот материал, который уже неоднократно был довольно хорошо освещен другими компетентными теологами. Но следует отметить, что в этой книге нет четкой структуры и гармоничной логической схемы, которые обыкновенно присутствуют в пособиях подобного направления.

Особое место в книге отведено литургической жизни, ибо храмовое богослужение Православной Церкви — это основа религиозного и мистического опыта православного человека.

Автор этого учебного пособия, как можно заметить, руководствовался убеждением, что пришло время изменить позиции “схоластического”, так называемого “школьного” богословского воззрения, которому угрожает исчезновение.

Теологический подход ни в коем случае не отрицает усилий, направленных на максимальное использование достижений гуманитарных наук, но, наоборот, опирается на специальные исследования и новые труды обобщающего характера. Но для него характерно также осознание того, что основы православного вероучения — актуализацию и реализацию Святого Евангелия — необходимо одновременно рассматривать и в ином аспекте.

Мы должны осознавать, насколько важен этот труд для современного христианства, потому что христианство связано с проблемами всего человечества, особенно с вопросами образования и воспитания будущего украинской нации.

Архимандрит Иларий (Шишковский), кандидат богословия

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu