Православные храмы

Свято-Троицкий храм (на Батыевой горе)

Рабочий поселок на Батыевой горе возник на рубеже ХІХ — ХХ вв. и…

Храм святителя Григория Богослова (в 4‑й больнице, на Соломенке)

14/27 февраля 2000 г. (в Неделю о блудном сыне) состоялась первое…

Преображенский храм (при пенитенциарной службе)

Решение о возведении храма при пенитенциарной службе было принято на…
Публикации

Святитель Климент, епископ Охридский

Святитель Климент был одним из способнейших учеников святых Кирилла и Мефодия.…

Вознесіння Господнє

Після Свого Воскресіння Господь наш Іісус Христос сорок днів залишався на…

Бесовское изобретение

Гордость есть отступление от Бога, бесовское изобретение, погубившее…

Православные святыни Крыма

Крым — это место встречи и взаимопроникновения почти всех основных культур древнего мира (скифской, греческой, иудейской) и средневековья (византийской, мусульманской, генуезской, армянской).

Крым — край, с которым связано одно из самых первых упоминаний народа “русь”. Он — один из очагов христианства на континенте, место крещения князя Владимира, просветившего Русь светом христианской веры.

Православные святыни Крыма издревле славились чудесами, источник которых не иссякает и в наши дни.

 

Осколок Средиземноморья

Горный хребет защищает южный берег полуострова от проникновения холодных северных ветров, поэтому климат здесь близкий к субтропическому, за что Крым порой называют северным осколком Средиземноморья. Именно это во все времена привлекало сюда отдельных людей и целые народы.

Начало греческой колонизации Крыма относится к VII–VI вв. до Р. Х. Но в 375 году кочевые орды гуннов положили конец тысячелетней истории античности на полуострове и осели здесь навсегда. Вскоре после этого, в силу своего географического расположения, юго-западная часть превращается в густо населенный и экономически развитый район, сохраняющий тесные связи с единственным уцелевшим от античной эпохи городом — Херсонесом, а через него и с Византией.

Считается, что процесс христианизации Крыма закончился к концу IV века. В ходе нее этнический конгломерат из разных племен, проживающих на полуострове, под влиянием византийской культуры приобрел черты единой этнической общности, известной в последующем как крымские греки.

Но самые первые упоминания о горном (монашеском) Крыме появились спустя два столетия. Вообще, пещерные монастыри занимают особое место в истории христианства на полуострове. Когда в Византии началось иконоборческое движение (726–834 гг.), в Тавриду из восточных провинций империи, спасаясь от гонений, бежали иконопочитатели, которых возглавляли преследуемые правительством монахи. Документальное свидетельство этого имеется в “Житии Стефана Сурожского” (VIII в.), который был родом из Каппадокии, а также в манускрипте “Житие Стефана Нового” (VIII в.), где говорится, что иноки-иконопочитатели, “жители пещер и гор, шли к святому, ища совета и утешения”. Св. Стефан благословил их искать спасения на краю империи, куда не простиралось влияние иконоборцев. Наиболее благоприятными для этого, помимо прочих, были северные берега Понта Евксинского, Боспор и Херсонес.

Это предание нашло отражение в трудах современных ученых, которые в начале XX века обратили внимание на сходство между пещерными монастырями Крыма и юга Италии. Впрочем, для подтверждения гипотезы археологических находок оказалось недостаточно. Но большинство современных исследователей именно с иконопочитателями связывают учреждение и развитие монастырей как на южном берегу Крыма, так и в его юго-западной части: “пещерных городов” Мангупа, Свято-Успенского монастыря, Качи-Кальона, Чильтера, Шулдана и других. В Крыму насчитывается около 20 таких обителей.

Все говорит о том, что монахи-иконопочитатели выбирали места для обителей и строили их таким образом, чтобы все напоминало им покинутые на Родине монастыри. Отсюда — типологическое сходство подобных сооружений в центре и на окраинах Византийской империи.

Стремление же поселяться в столь труднодоступных местах — в естественных или искусственных пещерах — можно объяснить и тем, что официальный Херсонес, как и Таврида в целом, занимали в VIII веке иконоборческую позицию. Хотя власть открыто не преследовала иконопочитателей, но под любым предлогом пыталась ограничить их влияние. А оно было весьма зримым. В связи с наплывом гонимых монахов и образованием новых монастырей, в Крыму появились две новые большие епархии — Готская и Сугдейская. Причем, первая получила статус митрополии. В области церковных отношений Готская епархия сохраняла постоянные связи с Константинополем. Возглавлявшие ее архиереи до 1170 года принимали активное участие в церковных соборах в Константинополе.

Таким образом, жизнь в пещерах, ведя свое начало от египетской Фиваиди — символа побега от мира, захоронения себя в недрах гор, имеет в христианстве давние традиции.

В настоящее время пещерные монастыри Крыма постепенно возрождаются. Действуют Свято-Успенский в Бахчисарае, Свято-Климентовский в Севастополе. Появились первые насельники в монастырях Мангупа и Шулдана.

 

Преданья дней минувших

С самым большим из “пещерных городов”, Мангупом (впервые вспоминается в ІХ в.), связано сказание “Житие Иоанна Готского” — об одном из первых крымских святых. В 754 году епископ Готии, чтоб угодить императору Константину Копрониму, подписал постановления иконоборческого собора. Возмущенные православные Готии не приняли изменника и предложили в епископы Иоанна, жителя Партенита. В 780 году тот направился в Константинополь, где в беседе с императрицей Ириной отстаивал почитание икон. Вернувшись домой, он застал страну, занятую хазарами. Епископ Иоанн возглавил народное восстание. И ему даже удалось изгнать хазар из Готии. Однако вскоре каган захватил власть, жестоко расправившись с бунтовщиками. Иоанн был предан и посажен в тюрьму города Фули. Чудесным образом ему удалось бежать оттуда в Византию, где он впоследствии и преставился. Мощи Иоанна Готского были с почестями перевезены в Партенит, где покоятся до сих пор.

Первое документальное упоминание о крещении руссов связано с именем Стефана Сурожского. Он получил образование в Константинополе и был рукоположен в епископы Сурожа (Судака) в 724 году, где обратил в Православие много язычников и еретиков. Получив указ об уничтожении икон, св. Стефан отбыл в Константинополь, где за ревностную защиту иконопочитания его посадили в тюрьму. Преставился он в 742 году и был похоронен в Суроже в храме святой Софии. Его мощи являли посмертные чудеса. Так, когда “русский князь Бравлин из Неаполя (Новгорода) обложил и взял Сурож”, то вскоре за святотатственное ограбление церкви, где покоились мощи св. Стефана, он был наказан болезнью. И только после принятия им и его женой Таинства Крещения князь исцелился. Произошло это почти за 250 лет до Крещения Руси князем Владимиром.

С того времени история Православной Церкви в Крыму знает множество случаев чудесных исцелений и других необъяснимых с точки зрения науки событий.

 

Чудеса продолжаются

В Свято-Троицком соборе, расположенном в центре Симферополя, находятся мощи одного из самых почитаемых крымских святых — святителя Луки Войно-Ясенецкого. Во время своей земной жизни он был хирургом, прошел сталинские лагеря. Свт. Лука разработал новый метод лечения гнойных ран, который позволил сохранить жизнь тысячам наших солдат в годы Великой Отечественной войны. За это профессор-монах получил Сталинскую премию.

После войны святитель Лука, занимая архиерейскую кафедру в Симферополе, продолжал оперировать и преподавать в Крымском мединституте — случай уникальный для советской истории.

Земная жизнь святителя окончилась в 1961 году, но он и по сей день продолжает помогать страждущим. Многие люди, обращавшиеся к нему с горячими, искренними молитвами, избавились от тяжелейших недугов.

Святителя Луку чтят не только в Украине, России и Беларуси, но и в далекой Греции. В этой стране тоже произошло несколько случаев чудесных исцелений. Один из них — года два назад.

 * * *

Архимандрит Нектариус тяжело заболел. Врачи обнаружили у него злокачественную опухоль гортани. Была назначена операция, исход которой никто не мог предсказать. Однажды ночью, находясь в больнице, архимандрит стал горячо молиться об исцелении перед фотографией святого Луки (иконы у него не было). А утром врачи, совершавшие обход, были поражены: опухоль уменьшилась. Вскоре архимандрит Нектариус выздоровел. Хирургическое вмешательство не потребовалось. С тех пор он ежегодно приезжает в Симферополь, чтобы поклониться мощам святого Луки.

 * * *

В адрес Симферопольской епархии пришло письмо из Греции от родителей двухлетнего малыша. У мальчика тоже была опухоль гортани. Болезнь быстро прогрессировала, ребенок мог дышать только с помощью дыхательного аппарата и почти ничего не ел. Родители принесли в больницу раку с частицей мощей свт. Луки и перекрестили ею сына. Уже на следующий день маленькому пациенту стало легче, он стремительно пошел на поправку и очень скоро полностью выздоровел.

 * * *

Еще один совершенно потрясающий случай чудесного исцеления произошел в небольшом городке Старый Крым, который находится на полпути между Симферополем и Феодосией. Летом 1998 года житель этого города пошел собирать целебные травы в окрестных горах и решил, по своему обыкновению, заночевать на лоне природы. Проснувшись наутро, он почувствовал, что отказали ноги.

Место было безлюдное, рассчитывать на чью-либо помощь не приходилось. Несчастный пролежал весь день и всю ночь в тщетной надежде, что внезапная хворь пройдет сама собой. На следующий день у него кончилась еда, осталось только немного воды. И тут он увидел незнакомую женщину в черном платье. Она подошла к нему, сказала, что живет в близлежащем селе Кринички, и посоветовала найти целебный источник, носящий имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, и омыться в нем. Но помогать больному не стала и ушла.

Человек, пораженный непонятным недугом, был мусульманином, но, как и все жители Старого Крыма, знал об этой древней христианской святыне, находящейся в городской черте. Он собрался с силами и пополз, помогая себе палками как костылями. Добравшись до цели, напился целебной воды, окунулся в источник. Проведя там несколько дней, он ушел домой на своих ногах. Прошла и другая болезнь — псориаз, от которого этот человек долго и безуспешно лечился в разных (в том числе и московских) клиниках.

Вскоре исцелившийся принял Крещение и получил новое имя — Феодор. Сейчас он служит Богу в одном из крымских монастырей. А женщину, которая посоветовала ему окунуться в священный источник, Феодор так и не нашел, хотя специально ходил по дворам и расспрашивал о ней сельчан.

 * * *

Село Первомайское с 10-тысячным населением почти вплотную примыкает к Старому Крыму. Здесь находится храм в честь пророка и Предтечи Господня Иоанна Крестителя, в котором в 1998 году чудесным образом обновилась старая (XIX века) потемневшая икона Божией Матери “Скорбящая”. Первым свидетелем чуда стала прихожанка церкви Иоанна Крестителя Федосья Денисенко.

“Пошла я однажды навестить знакомую старушку Матрену Сергеевну, — рассказала она, — и решила ей помочь: постирала кое-какие вещи, потом взяла щетку и стала белить потолок в комнате. Вижу — в углу висят образа. Я попросила одну иконку. “Возьми икону Скорбящей Божией Матери и еще две”,— разрешила хозяйка. Все они были темные, пыльные. Принесла я их домой и стала протирать спиртом. Ничего из этого не вышло — как были темными, так и остались. До 1998 года они стояли у меня дома. Как-то наш священник посетовал, что в церкви нет иконы Скорбящей Божией Матери. Я сказала, что у меня есть такая, но очень-очень старая. Он посмотрел икону и сказал, что она будет стоять в алтаре, а во время служб ее станут выносить.

Недели через две мы с моей племянницей стали замечать, что лоб у Божией Матери просветляется. Потом появился румянец на щеках, омофор стал ярко-синим, и вся икона — как новая. Мы своим глазам не верили — никогда такого не видели. А теперь — видим. Значит, Божия Мать от нас чего-то требует, но мы не знаем, чего...”

Икону отправили в Симферополь, где ее исследовала комиссия, состоявшая из священников и ученых. Комиссия признала, что осветление образа не может быть делом рук человеческих. Сейчас икона находится в Свято-Троицком соборе Симферополя, и все желающие могут помолиться перед ней.

 * * *

В том же 1998 году произошло чудо в симферопольском храме Всех святых (он находится в центре столицы Крыма). В тот год в храме проводили реставрационные работы. С иконостаса была снята икона Господа Иисуса Христа. А несколько дней спустя работники заметили на стекле киота, обрамляющего икону, изображение. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что это копия иконы Спасителя. Причем, более совершенная, чем сам образ. Изображение имело интересную особенность: когда его помещали на темный фон, оно было негативным, а при рассмотрении на фоне неба превращалось в позитив.

В марте 1999 года икону исследовала экспертная комиссия, которая прибыла из Киева. Ученые провели химические анализы, фотопробы и подтвердили, что образ на стекле не может быть рукотворным. Эксперты констатировали, что не могут объяснить, как изображение было перенесено с иконы на стекло киота. Химический состав “краски” также остался загадкой: это неизвестное современной науке вещество сначала было прозрачным и маслянистым, но постепенно кристаллизовалось и теперь имеет кристаллическую структуру.

Икона Господа Иисуса Христа и образ, чудесным образом проявившийся на стекле, и сейчас находятся в церкви Всех святых, где их можно увидеть.

 Простые истории. Но и евангельские повествования внешне просты. Дела Божьи, по словам преподобного Серафима Саровского, всегда совершаются с удивительной простотой. И всегда их сопровождает напутствие Господа: по вере твоей да будет тебе.

 Александр Кукуишко, Олег Маркелов

 
Поиск на сайте
Календарь
<Январь 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
91112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu