Православные храмы

Воскресенский храм (на Радужном массиве)

Часовня во имя Воскресения Христова стоит на берегу озера Радунка,…

Храм новомучеников и исповедников Русских (на Лукьяновском кладбище)

С XIX в. на Лукьяновском кладбище был деревянный храм вмц. Екатерины.…

Храм святителя Саввы Сербского (в поликлинике голосеевского района, на Теремках)

(При поликлинике № 2 Голосеевского района г. Киева). Православная…
Публикации

Пусть Господь помогает Вам!

С 40-летием Архиерейской хиротонии Блаженнейшего Владимира, Митрополита…

“Мы были готовы пойти на страдания”.

17 октября настоятелю Покровского храма столицы, что на Приорке, протоиерею…

Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения (от греч. “иностранка”, “странница”, “гостеприимная”)…

Виды молебных пений

Молебные пения входят в состав любого богослужения. Но, по сложившейся традиции, молебным пением (или молебном) в собственном смысле слова называется особое Богослужение, при котором Церковь обращается с молитвенным призывом ко Господу, Его Пречистой Матери і или святым угодникам Божиим о ниспослании милости, либо благодарит Бога за получение благ. Молебны приурочиваются обычно к какому-нибудь событию в церковной жизни (храмовым праздникам, дням памяти святых), а также совершаются во времена радостных или тревожных событий « жизни отечества, отдельной местности или церковной общины — победы над врагом, нашествия неприятелей, стихийных бедствий — засухи, ливневых дождей, неурожая, эпидемий и т.д. Молебны служат и по просьбе отдельных верующих в связи с различными жизненными обстоятельствами, связанными со здоровьем того или иного члена церковной общины, началом какой-либо деятельности, путешествием и т.д.

Для верующего человека «даже мелкие подробности жизни, даже частные стороны ее подлежат особым освящениям, чтобы вся жизнь его, как сетью артерий, питалась благодатью», — говорит Павел Флоренский. Поэтому «всякое новое дело требует молитвы о нем, особливого освящения своих начатков, выделении из себя некоей .десятины: первины всякого дела приносятся Богу». Стремление одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению лежит в основе многообразия молебных пений, представленных в чинах, которые отличаются своеобразием, «высокой расчлененностью и конкретностью» (Павел Флоренский). Последования и чины молебных пений изложены в Большом и Дополнительном Требниках, а также в отдельных книгах, именуемых «Последования молебных пений».

В молебных пениях Церковь освящает и благословляет:

1)    стихии — воду, воздух, огонь и землю;

2)    жилище и другие места обитания православных христиан — дом, монастырь, корабль, строящийся город;

3)    пищу и предметы бытовой и хозяйственной деятельности — семена и плоды выращиваемых растений, домашний скот, колодцы, сети для ловли рыбы и проч.;

4)    начало и завершение какой-либо деятельности — учебы, путешествий,· сева, жатвы, строительства жилищ, воинской службы и т.д.;

5)    духовное и телесное здоровье человека (молебен об исцелении больного).

Молебные пения по составу входящих в них молитвословий имеют между собой определенное сходство и различие. Сходство состоит в том, что они по своей литургической структуре близки к утрени. Различие касается не только содержания и числа молитвословий, но связано также и с -тем, что одни молебны совершаются с пением канона, другие без него, а третьи — без чтения Евангелия.

Каноны поются в последованиях молебных пений:

1)    против супостатов, находящих на ны;

2)    во время губительного поветрия;

3)    во время бездождия;

4)    во время безведрия.

Без канона совершаются молебны:

1)    на Новый год;

2)    при начале учения отроков;

3)    за воинов во время брани против супостатов;

4)    о недужных — многих или одном;

5)    благодарственные:

а)    о получении прошения;

б)    о всяком благодеянии Божием;

в) в день Рождества Христова;

6)    при благословении:

а)    отправляющимся в путешествие;

б)    хотящим плыть по водам;

7)    возвышении панагии;

8)    благословении пчел.    

Без чтения Евангелия совершаются чины:

1)    благословения водного судна ратного,

2)    благословения нового корабля или лодки,

3)    на копание кладезя и обретение воды,

4)    благословения нового кладезя.

Молебен начинается возгласом священника «Благословен Бог наш» или возгласом «Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице», как при благодарственном молении. После возгласа поется «Царю Небесный» (а от Пасхи до Вознесения — «Христос воскресе», трижды), читаются Трисвятое по «Отче наш» и затем псалом, избранный в соответствии с целью и предметом моления.

После Псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исаии: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог». Иногда, как например в молебном пении о недужных, читается после псалма Символ веры.

Затем после псалма, или после пророчества Исаии, или после Символа веры произносится великая ектения, в которую включаются прошения, относящиеся непосредственно к предмету моления. После ектении поется: «Бог Господь» и тропари.

За ними иногда сперва читается 50 псалом (при молебных пениях во время бездождия, безведрия, во время губительного поветрия), или псалом 120 «Возведох очи мои в гору...» (В чине благословения водного судна), и затем следует канон, если он положен на молебне. Припевы к тропарям канона обычно указываются наряду.

После 3-й песни канона бывает сугубая ектения «Помилуй нас, Боже». После 6-й песни произносится малая ектения и читается Евангелие, которое предваряется прокимном и другими молитвословиями, произносимыми обычно перед чтением Евангелия на утрени. В праздничные дни читается то Евангелие, которое читалось в этот день на утрени (исключая благодарственный молебен иди молебен по какому-то особому случаю).

Иногда перед Евангелием читается Апостол, перед Апостолом может быть паремия (в день Рождества Христова).

Канон оканчивается пением «Достойно есть» или в праздник — ирмосом 9-й песни праздника.

Затем читается Трисвятое по «Отче наш», поется тропарь и произносится сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже». Потом бывает возглас «Услыши ны, Боже, Спасителю наш...» и читается особая молитва, сообразная предмету моления или благодарения. Иногда она читается с коленопреклонением.

После молитвы следует отпуст, который священник произносит, держа в руках крест.

Если молебен совершается без канона, то после пения «Бог Господь» и тропарей читаются Апостол и Евангелие. Иногда же перед Апостолом читается паремия. После Евангелия бывает сугубая ектения: «Помилуй нас, Боже», возглас: «Услыши ны, Боже» и читается молитва. После нее поется великое словословие «Слава в вышних Богу» или «Тебе, Бога, хвалим». Диакон произносит: «Премудрость», священник: «Пресвятая Богородица, спаси нас» и далее все, как бывает перед отпус-том. После отпуста — возглашение многолетствования.

Μ олитвенные чины, совершаемые при благословении разных предметов церковного и домашнего обихода, весьма просты. На них не положено чтение Евангелия. После начала, которым является иногда начальный возглас вечерни, иногда Трисвятое по «Отче наш», а иногда просто возглас священника «Господу помолимся», — читаются одна или две молитвы, соответствующие случаю. Молитва сопровождается иерейским благословением и кроплением святой водой предмета, над которым читается молитва. Заключительный возглас молитвы служит вместе с тем и отпустом.

Молебное пение в Пасхальную седмицу отличается от обычного тем, что в нем преобладают пасхальные песнопения. После возгласа священника «Благословен Бог наш» не бывает ни ектении, ни пения «Бог Господь», а поется «Христос воскресе...» (трижды) со стихирами «Да воскреснет Бог...», как на утрени и Литургии. Затем вместо тропаря поется ипакои «Предварившия утро...» Если же канон поется и святому, то перед этим ипакои поется тропарь святому. После 3-й и 6-й песен поется «Спаси от бед...», после 6-й песни поется еще кондак «Аще и во гроб снисшел еси, Бессмертие...» и икос Пасхи «Еже прежде солнца...» После Евангелия и 9-й песни поют «Светися, светися, Новый Иерусалиме...», «Христос воскресе...» (трижды) и ипакои «Предварившия утро...», на «Слава» — тропарь святому, на «И ныне» — кондак Пасхи «Аще и во гроб...» Затем следует ектения «Помилуй нас, Боже...» и вместо «Слава Тебе, Боже...» поют «Христос воскресе...» и отпуст.

 
Поиск на сайте
Календарь
ukrline.com.ua Rambler's Top100 ya.ts ya.me Mu